Вице-премьер Татьяна Голикова считает недостаточным средний годовой доход россиян. Такое заявление она сделала в эфире программы «Познер».
Зампред правительства напомнила, что, по данным статистики, средняя зарплата по России, включая данные по Москве, составляет 47 тысяч рублей (по данным Росстата, в 2019 году показатель равнялся 47 867 тыс. рублей, в первом квартале текущего года — 48 390 тыс. рублей).
«Если 47 тысяч умножить на 12 (за год) — это много? Это мало», — отметила Голикова.
Как сообщает все тот же Росстат, в прошлом году только 7,1% работающих россиян получили доход более 100 тысяч рублей в месяц. При этом доход выше 250 тысяч рублей — только у 0,7%.
Интересная вообще статистика. Очевидно, что сотрудники Росстата располагают только данными отчетности, которую сдают далеко не все предприятия. Нетрудно догадаться, что в регионах большинство предприятий малого бизнеса, на которых трудится значительная часть населения, данные в Росстат не представляют. Возможно, с их учетом, картина была бы более объективной. В регионах доход в 47 тысяч на семью во многих случаях — уже счастье. Доход, а не зарплата. Очевидно, что далеко не все россияне живут на одну единственную зарплату…
Но даже если представить себе, что эти данные объективны, странно слышать от Голиковой такое. Что она как вице-премьер, курирующий социальный блок, лично, да и все правительство в целом сделали, чтобы средняя зарплата была выше?
— Разумеется, в нынешних условиях, когда искажение официальной информации стало системным и почти тотальным, мы не можем доверять данным Росстата, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Тем более что мы не знаем, как велись расчеты и считались ли в данном случае дивиденды, выплачиваемые акционерам тех или иных компаний. Мы можем только предполагать, что это «грязные» цифры — без вычета ПН.
Но в целом — да, цифра похожа на реальную.
«СП»: — Голикова считает, что 47 тыс. средняя зарплата — маленькая. Для Москвы? Или для регионов тоже маленькая?
— Эта цифра более или менее приемлема для села и даже для малого города, но никак не для Москвы. Учитывая, что, например, съем однушки у МКАД + оплата услуг по ЖКХ полностью съедает «чистую» часть этой зарплаты.
Это чудовищно низкая цифра. И если представить себе, что такую зарплату получают подавляющее большинство москвичей (на самом деле — еще ниже, поскольку ее уровень повышают гигантские доходы чиновников правительства Москвы и представителей крупного бизнеса), то Москву можно смело называть не очень-то благополучным.
«СП»: — Голикова ведь должная понимать, что подобные заявления просто злят людей? Злят ведь?
— Об этом российские чиновники думают в последнюю очередь. Ведь их народ не выбирает, поэтому совершенно неважно, что население думает. Более того, политическая система РФ в принципе исключает какую-либо обратную связь от населения. Так что весь гнев людей не выходит за пределы социальных сетей.
«СП»: — А кстати, какая средняя зарплата в России сегодня могла бы считаться приемлемой? Что может и должно для этого сделать правительство?
— Существуют вполне понятные социологические критерии приемлемой зарплаты. Самый простой способ подсчета нижнего порога приемлемой зарплаты в городе рассчитывается, исходя из стоимости в данном городе съема однокомнатной квартиры в спальном районе, после чего эта сумма умножается на 2.
Таким образом, приемлемая зарплата для человека-одиночки — 80 тысяч рублей.
Соответственно, если в семье один ребенок и супруга — домохозяйка, тогда средняя зарплата кормильца должна быть 80 + 40 + 40 = 160 тысяч рублей.
Причем, подобный уровень зарплат позволяет жить, но вряд ли развиваться: покупать недвижимость, строить дачу, растить второго и третьего ребенка
Правительство олигархов-капиталистов по определению ничего сделать в этом направлении не может, да и не будет. Отсюда — только один рецепт: смена политического и экономического курса российского руководства.
Если же представить себе, что в РФ вдруг чудесным образом появилось пронародное руководство, которое действительно поставит перед собой задачу обеспечения роста уровня жизни населения, то начинать оно должно с принципиального изменения налоговой системы, фундаментального изменения подходов к социальной политике, и изменения отношений собственности. По сути, реальный рост доходов возможен только в условиях так называемой «солидарной экономики», основные положения которой разработаны Институтом ЕАЭС еще в 2008 году.
— 47 тысяч рублей — это очень усредненная цифра, — считает и политолог Федор Бирюков.
— Особенно для Москвы. В столице только не совсем убитое, но дешевое съемное жилье стоит 30−40 тысяч, а более приличное — за 50. Кроме того, во многих фирмах люди получают маленькие официальные зарплаты, а основное вознаграждение выплачивается в виде премий и тому подобного. Так что формирование цифры 47 тысяч вызывает вопросы. Тем не менее, и в Москве и в регионах миллионы людей получают и того меньше. В регионах особенно. И это не обязательно какие-то гастарбайтеры, а вполне нормальные граждане. И работники коммерческих предприятий, и сотрудники государственных учреждений и служб.
Какими бы средними цифрами не оперировала официальная статистика, очевидно одно — абсолютное большинство работающих россиян трудятся буквально за еду, их зарплаты не отражают ни затраченного времени, ни качества работы, ни квалификации работника. Они отражают только лишь уровень жадности работодателя, а также его заинтересованности или незаинтересованности в эффективных кадрах и качественной работе. Вот и вся зарплатная политика.
Люди выживают благодаря дикой экономии, бытовому аскетизму и безумно дорогим кредитам. К чему ведут перманентно низкие зарплаты? К постоянному снижению покупательной способности населения, к падению спроса и предложений, к общей деградации рынка товаров и услуг, а также рынка труда. К деградации пенсионной системы. К замещению дешевыми гастарбайтерами целого ряда вакансий, которые ранее занимали россияне. К росту безработицы среди граждан страны. К падению уровня и качества жизни, обострению социальных противоречий, увеличению пропасти между богатыми и бедными, усилению противостояния между государством и обществом.
В общем, низкие зарплаты — это удар по национальным интересам России. Президент Путин как-то сказал, что национальные интересы — это то, что хорошо для русского человека и вообще всех народов Российской Федерации. А зарплата 47 тысяч рублей — это никому не хорошо.
И если россияне умеют отлично выживать даже в условиях северного климата и перманентной бедности, то это плюс россиянам, а не правительству. Чиновники и приближенные к власти бизнесмены ошибочно думают, что раз народ сейчас не бунтует, это значит, что они все делают правильно и хорошо. Это отнюдь не так. Под коркой социальной апатии населения вызревает яростное чувство национального гнева. Они и не заметят, как общество достигнет точки кипения.
«СП»: — Что можно сделать для предотвращения этого?
— Правительству надо снижать налоги, тем самым повышая уровень «белых» зарплат и тем самым увеличивая сборы в бюджет. Нужно прекратить создавать препятствия и проблемы для малого и среднего бизнеса, а доходы госкорпораций направлять не только в карманы топ-менеджеров, но и на развитие национальной экономики. Необходимо привести в чувство банковскую сферу, снижать кредитные ставки по потребительским кредитам и ипотеке. «Деньги — народу!» — таким должен быть главный девиз и смысл государственной социальной и финансово-экономической политики. Можно называть такие меры социалистическими или гуманно-капиталистическими, без разницы. Но это единственный путь, который уведет Россию и наш народ от пропасти, ведущей на социальное дно.