«Удаленка» убивает трудоспособность взрослых, и дети это почувствуют

Телеведущий и лингвист Дмитрий Петров: Дистанционное образование не должно заменять очное

2223
На фото: преподаватель Московского государственного лингвистического университета, переводчик, ведущий реалити-шоу «Полиглот» Дмитрий Петров
На фото: преподаватель Московского государственного лингвистического университета, переводчик, ведущий реалити-шоу «Полиглот» Дмитрий Петров (Фото: Putnik/ wikimedia)

В конце июня стало известно о планах правительства РФ провести эксперимент по и внедрить на территории 14 регионов дистанционное цифровое образование. На данный момент сообщается, что цифровые технологии будут использоваться в дополнение к очному посещению детьми школ.

«Полное завершение федерального проекта „Цифровая образовательная среда“ к 2024 году позволит при необходимости использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране», — сообщала пресс-служба министерства образования.

Подробнее о проблеме дистанционного образования мы писали здесь.

Поводом для временного перехода в онлайн группы учащихся может стать всплеск сезонной заболеваемости. Также предполагается, что удаленно смогут учиться дети, проходящие длительное лечение в стационарах.

Однако родители школьников боятся другого: что школы, имея возможность обеспечить детям дистанционное образование, не будут бороться за очное. Так, после оптимизации системы образования, частью которой стало укрупнение образовательных организаций, число сельских школ сократилось с 46 до 24 тысяч, городских — с 23 до 18 тысяч. Такие данные приводила Счетная палата по итогам сравнения 2001 и 2019 года.

Читайте также
«Зеленые»: В США убили Джорджа Флойда – все встали на колени, Владимир Потанин убивает Арктику – и ничего «Зеленые»: В США убили Джорджа Флойда — все встали на колени, Владимир Потанин убивает Арктику — и ничего Лидер партии «Зеленые» считает, что владельцу «Норникеля» нужно преклонить колено

Далеко не всегда укрупнение школ — это только сокращение руководящего состава. В отдельных деревнях школьники физически стали ездить на занятия в другие, более отдаленные населенные пункты. И зачастую бывало так, что перевозить их приходилось по плохим дорогам, а иногда на какое-то время и вовсе прекращать перевозку детей и проводить занятия дистанционно — потому что дороги приходили в негодное состояние. Ремонта дорог и возвращения школьных автобусов в таком случае требовали представители школ, комитетов образования и родители. И добивались — потому что каждый ребенок имеет права на образование. А родители — на работу, пока ребенок учится. Будут ли теперь оперативно решаться проблемы с доставкой детей, если школы получат официальное разрешение на дистанционное обучение детей — остается вопросом реализации проекта и контроля за его исполнением.

Отдельно в документе, посвященном цифровой образовательной среде, говорится об использовании интернет-технологий в реализации права на дополнительное образование.

Свой взгляд на возможности дистанционного образования в России «Свободной Прессе» представил преподаватель Московского государственного лингвистического университета, переводчик, ведущий реалити-шоу «Полиглот» Дмитрий Петров:

— Если внедрять будут только элементы дистанционного образования — то отношусь к этому позитивно. Но важно, что дистанционная форма образования может служить только в качестве дополнительного ресурса, не основного. Такая форма просто не может заменить аудиторное образование. Основное образование должно быть доступно офлайн всем школьникам, вне зависимости от места их проживания, — уверен Дмитрий Петров.

Как выяснилось, даже не все взрослые способны и согласны потянуть удаленный формат работы.

По результатам опроса, проведенного РАНХиГС, 35% сотрудников российских компаний отметили ухудшение качества работы при переходе на дистанционный режим.

Помимо эксклюзивно «взрослых» проблем с организацией «удаленки» (потеря доступа к документации и базам данных, трудности в общении с коллегами), практически треть участников опроса, перешедших на «удаленку», отмечали ухудшение концентрации и еще больше (44%) — увеличение продолжительности рабочего дня. От работы их отвлекали домочадцы и ставшие срочными домашние дела.

При этом по завершению периода самоизоляции целая треть участников опроса (33%) выразила желание исполнять свои рабочие обязанности исключительно в офисе. Работать удаленно с радостью согласились бы только 10% россиян. Чуть больше половины опрошенных (55%) хотели бы совмещать очный и дистанционный формат работы.

— Дистанционную организацию труда в работе я оцениваю более позитивно, чем в сфере образования. Здесь это позволяет, как минимум, экономить на офисных площадях, — полагает Дмитрий Петров. — Период самоизоляции во время коронавируса показал, что половина работников могут работать из дома. Но все зависит от сферы, от того, что это за работа. Во многих компаниях, ведущих деятельность в сфере информационных технологий, большую часть сотрудников можно без ущерба перевести на дистанционную работу. Но есть и другие сферы, где требуется командное участие в проектах и личное общение. А вот выбрать сферы, где можно принимать дистанционный формат, а где не стоит — получится, думаю, только методом проб и ошибок.

Читайте также
«Этого нельзя допустить» «Этого нельзя допустить» Каково истинное положение семей с инвалидами в России в 2020 году

В сфере образование «пробами» и «ошибками», видимо, придется заниматься 14 регионам.

Говоря об образовании во время совещания по нацпроектам, президент Владимир Путин обратил внимание на его качество и доступность — а не на формат. И одновременно отметил как позитивный момент способность образования меняться, в том числе, применяя новые формы:

— В период эпидемии все уровни отечественного образования — и отмечаю это как очень положительный фактор — показали свою способность быстро меняться, сохраняя при этом устойчивость, предлагать новые формы, форматы работы. Этот кадровый, технологический, организационный потенциал образования и, конечно, добавлю — науки, — безусловно, является нашим сильным конкурентным преимуществом, — сказал Владимир Путин.

По мнению президента, главное, чтобы образование было доступно:

— Ключевое условие для этого — сделать все, чтобы каждый молодой человек, независимо от того, где он родился, какой уровень дохода у его семьи, мог получить качественное образование, раскрыть свой дар, заложенные природой таланты, — добавил президент.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня