Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
12 июля 2010 16:40

Путинский SuperJet-100 подрезал крылья АНу Януковича

Презентация Ан-158 на саммите глав СНГ в Крыму не состоялась

14

Всего шесть из 11 глав государств СНГ собрала неформальная встреча в Большой Ялте. Президенты России, Беларуси, Казахстана, Армении и Азербайджана поздравили украинского коллегу Виктора Януковича с 60-летним юбилеем.

Помимо этого, в императорском Ливадийском дворце обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества. Лидеры шести стран поддержали светлую идею о совместных инвестициях в курортно-оздоровительные и лечебные объекты Крыма, о сотрудничестве «заинтересованных сторон» в строительстве и модернизации стадионов к Евро-2012 на Украине, зимних Олимпийских игр в России и чемпионата мира по хоккею в Беларуси.

Президентские галстуки на 32-градусной крымской жаре были главным поводом для шуток Дмитрия Медведева. Он назвал украинский протокольный дресс-код «просто мучением». Видимо, чтобы спасти страдающего россиянина, уже через час с небольшим Виктор Янукович увез компанию на праздничный ужин в лесной «Шатер» сталинской дачи № 3 около Массандры.

Однако там шутки по-украински продолжились. Гостям предложили фазанов с галушками и свиную грудинку в топленом сале. Достаточно тяжелое меню для летнего стола!..

Медведев и Назарбаев улетали домой воскресным вечером. Вот тут-то, в Симферопольском аэропорту и должно было произойти единственное по-настоящему наполненное конкретным содержанием мероприятие президентской встречи в Крыму.

Виктор Янукович лично собирался устроить презентацию новой авиатехники — на спецплощадке аэропорта стоял новейший пассажирский лайнер Ан-158 — гордость и большая надежда Украины.

Аккредитованные журналисты уже ехали в аэропорт, чтобы сообщить миру о прорыве украинского самолетостроения, но совершенно неожиданно авиавыставку с участием Януковича и Медведева отменили. На сайте президента Украины появилась странная заява пресс-службы к представителям СМИ: с «извинениями за неудобства» и благодарностью за сотрудничество.

Почему сорвался показ самолета? Пассажирский Ан-158 — прямой конкурент самому амбициозному российском авиапроекту «Сухой» SukhoiSuperJet-100.

Еще весной на украинский лайнер уже было более 20 заказов на общую сумму 500 млн долл. Хотя их выполнение вряд ли возможно без финансовой поддержки России, а решение о финальной сборке Ан-158 на авиазаводе в Воронеже, где уже производят Ан-148, пока не принято.

Ан-158 — модификация регионального реактивного самолета Ан-148 и максимально с ним унифицирован. Воронежский Ан-148−100 рассчитан на 68−85 пассажиров. Его приемник благодаря удлиненному фюзеляжу способен перевозить до сотни человек, зато потребляет на 17% меньше топлива. Он комфортнее и дешевле в эксплуатации.

Портфель твердых заказов и предконтрактных соглашений Ан-158 растет. Маркетингом и продажами занимается лизинговая корпорация «Ильюшин Финанс Ко». Например, российская авиакомпания «Атлант-Союз» заключила твердый контракт на десять Ан-158, оговорив опцион еще на пять. Есть заказы из стран Азии, Африки и Латинской Америки.

— Возможное решение о производстве самолета Ан-158 на российской территории будет означать появление необоснованной конкуренции, — утверждают и в пресс-службе ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». По словам отраслевых экспертов, 99-местный Ан-158 находится в той же рыночной нише, что и российский региональный самолет SukhoiSuperJet-100.

В базовой версии SSJ — 95 мест. Дальность полета та же, зато цена на 1.5 миллиона долларов больше. Многие эксперты склонны считать, что шансы у «Сухого» в такой конкурентной разборке невелики.

Но это если конкуренция будет честной. Есть и другой вариант — попросту раздавить АН, используя административный ресурс российской власти. Уже появилось, по меньшей мере, странное требование к авиаконцерну «Антонов» заменить двигатели Д-436−148 производства запорожского объединения «Мотор Сич» на SaM146 производства российского «Сатурна» и французской «Snecma».

Любопытно, что этот альтернативный двигатель был предназначен для российского регионального лайнера SSJ, но до сих пор не сертифицирован для украинского самолета и даже не запущен в серийное производство.

В Ливадийском дворце Дмитрий Медведев пожелал юбиляру Януковичу «надежных партнеров». Такое надежное партнерство требовалось от него самого на взлетном поле Симферопольского аэродрома. В авиастроительных кругах Украины уверены, что проект SukhoiSuperJet-100 лоббирует лично премьер-министр Владимир Путин. Его тоже приглашали в Ялту на президентский саммит — ведь он «больше чем премьер»…

Путин не приехал, зато был Медведев. По идее, присутствие президента России на крымской презентации Ан-158 должно было уровнять шансы двух лайнеров. Звучали аргументы, что в прошлом веке конкурентная борьба корпораций лишь укрепила авиацию Соединенных Штатов.

Увы, не сложилось. Улетая домой, люди из медведевского окружения оставили ситуацию без комментариев. В иллюминаторах был виден белый красавец-самолет, обреченно опустивший крылья.

Значит ли это фактический отказ от широко задекларированного российско-украинского сотрудничества в авиационной отрасли? В понедельник практически все руководители проекта АН собраны на экстренное закрытое правительственное совещание в Киев.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня