Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Власть
29 сентября 2020 20:49

«Потом суп с котом»: Президент предложил россиянам оценить власть по качеству их жизни

И сравнить правительство «Медведева-1» и «Медведева-2»

2918
Материал комментируют:

В понедельник, 28 сентября, прошло расширенное заседание президиума Государственного совета РФ, на котором обсуждались планы по реализации национальных проектов. В ходе этого мероприятия президент России Владимир Путин подчеркнул, что, несмотря ни на какие трудности сегодняшнего дня, все национальные цели остались неизменными.

«Таких ключевых направлений, — напомнил глава государства, — у нас пять: это сбережение здоровья и благополучия людей, создание комфортной и безопасной среды для жизни, укрепление экономики и открытие новых возможностей для самореализации граждан, а также широкое, повсеместное внедрение цифровых технологий».

При этом гарант Конституции особо подчеркнул, что ключевым ориентиром, ключевым звеном оценки эффективности как федеральных, так и региональных властей являются два момента — во-первых, успешное достижение национальных целей, а, во-вторых, повышение качества жизни людей.

«Уже в 2021 году по каждой из национальных целей должен быть обеспечен качественный, ощутимый результат. При этом сразу хочу подчеркнуть: не следует откладывать решение сложных, системных проблемных вопросов на потом: сейчас что‑то такое попроще сделаем, а потом… Чтобы не было так, как в народе говорят: потом суп с котом. Чтобы работа шла. Повторяю ещё раз: не откладывать на потом то, что должны сделать сегодня. И нельзя уводить эти задачи за границу 2024 года. Не надо пытаться облегчать себе жизнь, снижать требования к работе, запланировав на ближайшие годы, что называется, простые, необременительные задачи. Мы тогда и сложных не решим потом», — добавил он.

Читайте также
Транзит Путина 2.0: Снова Госсовет, чтобы не повторить белорусский сценарий Кремль опасается, что президентские выборы-2024 повторят историю Лукашенко

Учитывая все трудности сегодняшнего дня, призыв, что и говорить, более чем актуальный и своевременный.

Только вот вся пикантность ситуации заключается в том, что достижение безусловно благих целей, озвученных президентом, с завидным успехом переносится на все более поздние сроки, а о повышении качества жизни людей остается только мечтать.

«За последние полгода, — отметил в своем инстаграм-аккаунте экономист Владислав Жуковский, — уровень безработицы вырос с 4,5 до 6,4% (реально 15−20%), половина россиян уже в нищете (доходы ниже 25 тыс руб), седьмой̆ год падают реальные располагаемые доходы населения, количество россиян за чертой̆ бедности за последний год подскочило на 1,3 млн человек (до 19,9 млн), у 40% россиян денег не хватает ни на что, кроме самой дешёвой еды и одежды, у 65% россиян вообще нет сбережений (живут от зарплаты до зарплаты), долги россиян перед банками выросли на 75% только за последние 3 года (с 11,5 до 20 трлн руб), каждый четвёртый ребёнок живёт в нищете (доходы челнов семьи ниже прожиточного минимума), каждый второй ребёнок в многодетной семье живет впроголодь (доходы ниже прожиточного минимума), каждый третий россиянин не может позволить себе купить сезонную пару обуви».

Так, может быть, не стоит ждать 2021 года, а попробовать оценить эффективность российских властей уже сейчас? Ведь, за редчайшим исключением, и региональные, и федеральные наши чиновники находятся у руля власти уже отнюдь не один год, меняя кресла исключительно благодаря обыкновенной ротации в рамках вертикали власти.

— Если оценивать эффективность властей чисто по цифрам, то это одна история, — считает политолог Алексей Макаркин. — Например, данные Счетной палаты за 2018−2019 годы свидетельствуют о том, что есть большие проблемы в эффективном использовании бюджетных средств. Но ведь надо же еще смотреть и на те вызовы, которые периодически возникают перед региональными и федеральными властями.

Что касается эффективности работы нового правительства Михаила Мишустина, то надо понимать, что оно было сформировано в январе, а за окном пока только сентябрь. Так что об эффективности говорить пока рано, нужен взгляд хотя бы на годовой интервал — как, например, удалось изменить конкретную ситуацию по национальным проектам. Не стоит забывать и того, что сразу после формирования нового правительства на него сразу, во втором квартале 2020 года, свалилась пандемия коронавируса.

Читайте также

«СП»: — Вот вы говорите об общей ситуации в стране. Но Россию с завидным постоянством захлестывают кризисные бури — 2008, 2014, 2019 и 2020 годы тому примером. Вот в этом временном диапазоне можно как-то оценивать эффективность наших властей с позиции озвученных президентом ключевых факторов?

— Эффективность связана с тем, как власти реагируют на те или иные проблемы. Если брать 2008−2009 годы, то там был мировой экономический кризис, обрушивший мировые цены на нефть. Можно много говорить о диверсификации экономики, но объективно бюджет любой нефтяной страны зависит от нефти, вопрос лишь в степени. Естественно, доходная база бюджета упала, и нужно было что-то предпринимать. В 2020 году случилась пандемия, плюс сильно залихорадило ОПЕК, что показало необходимость искать договоренностей с западными нефтедобытчиками. В таких чрезвычайных условиях главная задача не в экономическом росте, а в минимизации падения и уровне восстановительного процесса в 2021 году.

На сегодняшний момент о стимулировании роста говорить пока рано, а вот с точки зрения минимизации спада, сравнивая цифры по странам, можно сказать, что у России глубина падения оказалась все-таки меньше тех же Франции и Англии. Соответственно, возможностей для последующего роста больше. Так что в 2021 году и посмотрим.

— Да, они [правительство Мишустина] вроде бы только-только расселись по веткам, только-только поменяли команды, завели своих финансистов, рассадили своих подруг, — соглашается с подобной перспективой доктор политических наук, специалист в области общественно-политических процессов и кризисных ситуаций в странах Восточной, Центральной Европы и России, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. — Так что посмотрим, как эта стая ворон будет каркать соловьями через год. Но лично мне, в подражание великому Станиславскому, хочется сказать «не верю». Не верю я в то, что правительство «Медведева-2» окажется в конечном итоге лучше правительства «Медведева-1».

«СП»: — Почему же?

— Судя по финансированию, а точнее — по «распилу» денег, с ключевыми национальными проектами творится просто «ох и ах». И это осуществляет уже не премьер-министр Дмитрий Медведев, а премьер-министр «Медведев-2» — Михаил Мишустин. Как говорится, хрен редьки не слаще.

«СП»: — Однако ранее сам президент России уже оценивал работу правительства Мишустина довольно высоко.

— Вот по-хорошему Владимиру Владимировичу при оценке эффективности российских властей и следовало бы начинать с себя. Потому что, например, те же национальные цели поставлены президентом два года назад, однако отчетов об их достижении или недостижении от него почему-то никто так и не услышал.

Читайте также
«ЕдРо» Медведева: Пенсий нет, но вы торгуйте Партия власти решила превратить стариков в бизнесменов — другого способа жить безбедно просто нет

А, между тем, по сравнению с первым десятилетием XXI века, во втором десятилетии наша экономика демонстрирует околонулевой рост, а доходы населения продемонстрировали даже по официальной статистике падение в районе 7−8%. Алексей Кудрин рассказывает нам о 20 миллионах даже не бедных, а нищих россиян. Прожиточный минимум теперь собираются у нас рассчитывать на уровне 42% от медианной зарплаты, которая у нас если и растет, то только формально с учетом инфляции. А если пересчитывать прожиточный минимум по доллару, который у нас является главным эквивалентом достатка в нашей жизни? Сравнивая такой прожиточный минимум со среднедушевым ВВП других стран, выясняется, что за абсолютно равный труд наши граждане получают в 4,6 раза меньше, чем в Канаде. И даже в 2,6 раза ниже, чем в абсолютно периферийной Румынии.

К тому же я, например, еще никогда не слышал, чтобы тот или иной губернатор лишился своей должности только лишь потому, что у него в регионе резко понизился уровень жизни. Скорее происходит наоборот. Свежий пример — Сергей Левченко. В период его управления Иркутской областью все ключевые показатели национальных целей там взлетели просто фантастически. И что в итоге? Затравили. Кругом одно лукавство, а народ тем временем продолжают обдирать как липку.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня