Подрядчики Олимпстроя приступили к сносам домов в Имеретинской долине. По имеющейся на данный момент (9.00 20 июля) информации, под ковш экскаватора пустили уже 4 трехэтажных частных строения. Первыми отселяют и разбирают те дома, на месте которых будет построен главный стадион Олимпиады-2014.
Как рассказали «СП» сами отселяемые, снос происходит в чрезвычайной спешке. Судебные решения были вынесены на прошлой неделе, 15−16 июля, а строительная техника приступила к работе уже в понедельник, 19-го. На сборы людям дали трое суток — и многим этого времени не хватило. В отличие от обычной квартиры, которую можно, при желании, освободить за сутки, частный дом в три этажа так быстро не эвакуируешь — жалуются бывшие жители Имеретинки.
До конца недели будет снесено около десятка домов — считают выселяемые. Потом строители двинутся далее — по мере того, как суды будут принимать решения о расселении. При этом в Имеретинке по-прежнему не решены многие конфликты: людей не устраивают те компенсации, которые государство считает достаточными, они несогласны переезжать в наспех слепленные домики в специально построеннном населенном пункте Некрасовка.
Денис Гусляков — один из отселенных. Ему и его семье — отцу, жене и четырехмесячной дочери — пришлось переехать к родственникам, а спасенные от разгрома вещи на время отправить на склад в контейнере. Компенсацию за дом их семья получила буквально в тот момент, когда экскаватор уже начал громить крышу, поэтому приготовиться к переезду заранее семья не смогла. В качестве варианта Денису предложили разместиться в санатории «Нептун», но мужчина не стал рисковать здоровьем дочери.
«СП»: — Денис, что сейчас происходит в Имеретинке, где именно начались сносы?
— У нас там такой пятачок из 9 домов, по некоторым из них уже вынесены судебные решения. Суды идут у всех, но по некоторым решения были отложены, то есть люди только сейчас получили на руки постановления о выселении и сноса построек.
А у кого суды прошли раньше, тем поставили трехдневный срок на вывоз вещей. Сейчас моего дома, соседского, и еще одного — трех домов уже нет.
«СП»: — А почему так срочно?
— Говорят, что из-за нас строительство отстает от плана уже на год. Дело в том, что наши дома попадают под территорию центрального стадиона, и с одной стороны его вроде бы уже начали строить.
Вообще эта спешка нам непонятна. Мы ходили, просили хотя бы месяц нам дать, потому что за 3 дня вывезти все из трехэтажного дома просто напросто нереально. Надо сказать еще спасибо приставам, что они помогли, как-то оттягивали последний срок, дали возможность вывезти побольше.
Естественно, вещи, мебель пришлось продавать за бесценок, появились мародеры.
«СП»: — Мародеры?
— Приходят, грабят те дома, где забор снят, выносят те вещи, которые не успели вывезти владельцы.
«СП»: — А есть куда вещи вывозить? Насколько я знаю, всем предлагали дома в специальном поселке в Некрасовке, но далеко не все согласны с этим вариантом.
— Что касается нашей семьи, то мы в срочном порядке купили контейнер, договорились с базой, арендовали под него место. Люди к нам относятся с пониманием. Вот мы всю неделю занимались погрузкой, начиная с пяти утра и до самого заката.
«СП»: — А переезжаете вы куда?
— Вообще суд принял решение дать временное жилье в пансионате «Нептун».
"СП": — А что он собой представляет?
— Обычный курортный дом отдыха, турбаза, что-то вроде общежития. Мы, например, туда не собираемся — у меня дочь маленькая, 4 месяца, мы не рискнем. Временно разместимся у родственников.
«СП»: — А в Некрасовку не собираетесь?
— Мы туда изначально не хотели, нас не устраивало ни качество строительства, ни то, как нам посчитали площадь. Эти постройки совершенно неравноценны нашим домам. Может быть для тех, у кого больше земли, это и выгодно, но у нас другая ситуация. Но нашу аргументацию никто слушать не стал, кроме Некрасовки, ничего не предлагали.
«СП»: — Когда строили Некрасовку, было много некрасивых историй: рабочих кидали с зарплатой, кто-то даже объявлял голодовку, требуя денег. Насколько известно, есть и сомнения в качестве построенного.
— Да, из-за этого отношения были слухи, что строители могли что-то нехорошее в домах сделать, нарочно.
«СП»: — Но если не Некрасовка, то куда?
— Но вот мы получили уже компенсацию, практически в тот же день, когда у нас уже дом начали рушить. То есть на момент, когда мы вещи таскали, денег еще не было, тянули до последнего.
«СП»: — А сумма компенсации вас устраивает?
— Нет, конечно. На эти деньги можно купить какое-то жилье, но приобрести такой же объект недвижимости на аналогичном удалении от моря — нет, вряд ли.
Имеретинская низменность, из которой сейчас выселяют людей, расположена на побережье Чёрного моря в междуречье рек Мзымта и Псоу.
Уникальность этой территории признало ещё царское правительство, в 1911 году присвоив ей статус особо охраняемой природной зоны. Здесь расположены единственные на территории России участки колхидских водно-болотных угодий с уникальной флорой и фауной. Тут находятся местообитания многих редких видов растений и животных. Низменность имеет статус ключевой орнитологической территории международного значения. Ученые и экологическая общественность на протяжении многих десятилетий добиваются создания в низменности комплекса памятников природы и орнитологического заказника.
На территории низменности расположены населенные пункты: Нижне-Имеретинская бухта, совхозы «Россия», «Южные культуры», поселок Мирный, поселок Светофор. Общее количество домов в указанных поселках составляет около 1500. В центре Нижне-Имеретинской низменности между указанными поселками расположены незастроенные поля.
Поселок Морлинский был создан в 1911 году старообрядцами родом из низовий Дона. Спасаясь от религиозных преследований, они ушли в XVIII в. в Турцию. Когда гонения начались и там, направили в 1909 году ходоков к царю Николаю II. Он помог им вернуться в Россию, дал землю на вечные времена. В годы СССР старообрядцы создали в Имеретинке колхоз имени VII Съезда Советов.
По планам проведения в Сочи зимней Олимпиады 2014, ряд олимпийских объектов планируется расположить именно на этой территории.
Некоторое время назад власти Сочи заявляли, что готовы перенести строительство крупных объектов из Имеретинской низменности в другие места, так как болотистая местность не позволяет возводить там такие крупные сооружения. Однако впоследствии строители решили не отклоняться от своих планов, и сооружать стадионы (в том числе главный стадион, на котором, по планам, состоится открытие и закрытие игр) в Имеретинской долине. Как считают эксперты, это упорство ведет к увеличению расходов на Олимпиаду, так как первоначальная смета не предполагала, что строительство будет вестись на таких сложных почвах.