Прошло уже больше двух недель после окончания маневров «Восток -2010», разрекламированных как самые выдающиеся за последние десятилетия, а минобороны никак не закончит отработку текста итогового приказа. Вместо этого в СМИ периодически публикуются заявления высших должностных лиц военного ведомства о том, какие это были великие учения и как убедительно они показали эффективность проводимых в армии реформ. Тут хочешь-не хочешь, а вспомнишь восточную пословицу: сколько ни повторяй слово «халва», во рту сладко не станет.
Кому и что пытаются доказать должностные лица минобороны? Почему до сих пор не подписан итоговый приказ по итогам «эпохальных» учений? Что и кто этому препятствует? Об этом мы побеседовали с руководителем Центра военного прогнозирования полковником Анатолием Цыганком.
«СП»: — Чем вызвана затяжка с итоговым приказом?
— Маневры «Восток-2010» имеют принципиальное значение, они продемонстрировали кардинальные изменения в целях и задачах армии. Поэтому вокруг их итогов возникло противоборство, происходят согласования в правительстве. Думаю, итоговый приказ можно ожидать не ранее второй половины августа.
«СП»: — О каких кардинальных изменениях речь?
— С точки зрения чисто военной — они заключаются в резком сужении сферы боевой деятельности армии. Фактически наши Вооруженные силы перестали отрабатывать стратегические задачи, а ограничиваются оперативно-тактическими.
«СП»: — Но ведь учения названы стратегическими. Как вы это объясните?
— Это словесная дымовая завеса. На самом деле даже в декларируемых задачах учений начальник геншатаба назвал такие, как «апробация вновь созданных организационно-штатных структур объединений, соединений и воинских частей и оперативная переброска разнородных сил и средств частей постоянной готовности Сухопутных войск, морской пехоты и воздушно-десантных войск. Их тренировки с ведением боевых действий на незнакомой местности по выполнению задач на изолированных направлениях». Изолированные направления к стратегии не имеют никакого отношения.
Министру обороны и начальнику генерального штаба следует напомнить, что Военный энциклопедический словарь, издательства «Эксмо», изданный в 2007 году, трактует стратегическую операцию, как «несколько одновременных фронтовых операций, объединенных единым замыслом и руководством». В сценарии учений генеральным штабом заявлено: в стратегических учениях «Восток 2010» предусматривается «ряд отдельных, не связанных между собой командно-штабных, тактических учений с выполнением боевых стрельб и перегруппировок подразделений на большие расстояния в различной тактической и оперативной обстановке». Если это стратегические учения, то они должны проводиться под единым планом и включать несколько одновременных фронтовых операций, объединенных единым замыслом и руководством. Если нет, то о стратегии и оперативной теме нужно забыть и сказать российскому обществу, что это обычное командно-штабное учение (КШУ).
«СП»: — Возможно, это просто терминологический вопрос, не имеющий отношения к сути дела?
— Нет, это принципиальная проблема. Если не отрабатываются стратегические задачи, значит, и противник предполагается соответствующий. То есть внешнего врага у Российской армии нет, она не отрабатывает задач борьбы с ним. В качестве противника подразумеваются на разных направлениях то группы террористов, то банды сепаратистов.
«СП»: — Многие задаются вопросом, почему, в то время как террористы активизируются в Кавказском регионе и не снята угроза их вылазок в Центральной Азии, Россия вдруг «уничтожает» их в Сибири и на Дальнем Востоке?
— В том-то и дело, что реально на учениях отрабатывались действия даже не против террористов, а против локального «внутреннего врага», о характере которого нетрудно догадаться. По сценарию совместно с Внутренними войсками МВД в рамках маневров «Восток-2010» прошли учения по локализации и ликвидации внутренних вооруженных конфликтов, а также оказанию помощи органам внутренних дел по наведению конституционного порядка на территории Сибирского федерального округа. Судя по всему, правительство готовится противостоять угрозе бунтов. Армия понемногу втягивается в исполнение жандармских функций. Но это противоречит Конституции РФ!
«СП»: — Некоторые военные эксперты, например, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считают, что нашу армию начали готовить не для решения задач защиты собственного Отечества, а для вмонтирования её в натовскую или американскую военную структуру. В перспективе наши военнослужащие будут защищать интересы США в разных точках мира. Поэтому и отрабатывают «изолированные направления», локальные воздушные переброски подразделений ВДВ, морские десанты. Как вы оцениваете такой вариант?
— Это многое объяснило бы в «странностях» манёвров «Восток — 2010». Действительно, самым серьёзным образом отрабатывались задачи, связанные с переброской войск. Впервые батальонная тактическая группа и оперативная группа управления отдельной мотострелковой бригады ПУрВО вошла в состав Дальневосточного военного округа после переброски по воздуху. Впервые отрядом самолетов Ил-76МД пройден путь в 5.905 километров от аэродрома Кольцово на аэродром Воздвиженка под Уссурийском на расчетной крейсерской скорости за десяток летных часов, правда, с остановкой на дозаправку на военном аэродроме Белая под Иркутском. Из центральной части России в район проведения учения «Восток-2010» был осуществлен беспосадочный восьмичасовой перелет с 2−3 дозаправками в воздухе 26 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и новейших многофункциональных истребителей Су-34. Эти же самолеты, преодолев в общей сложности более 8 тысяч километров, совершили беспосадочный перелет на аэродром приписки под Воронежем с тремя дозаправками в воздухе от самолетов-топливозаправщиков Ил-78.
Ещё интересный факт. Впервые в нашей армии введено такое понятие, как аутсорсинг. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от английского «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов.
Не менее интересное новшество: на учениях «Восток-2010» вопросы взаимодействия и доведения решения на боевые действия впервые отрабатывались методом видеоконференции. Это может квалифицироваться, как очередная глупость несведущих в организации взаимодействия военачальников «без погон».
Любой настоящий военный знает: пожалуй, единственное, что недоступно технике, это организация взаимодействия. Она отрабатывается на макете местности. При этом должны присутствовать непосредственные участники боевых действий. Для организации наступления, обороны, противодесантноной обороны обязаны присутствовать связисты, разведчики, мотострелки, танкисты, артиллеристы, летчики, моряки, специалисты инженерных войск, тыла, ремонта, пограничных и внутренних войск. Постановка задач на взаимодействие методом видеоконференции возможна лишь тогда, когда решение принимается не нашими военными, а чужими дядями, а мы получаем только «голый» приказ к исполнению.
«СП»: — Чем еще удивили вас, военного аналитика, эти учения?
— Помните, после августовской войны с Грузией в 2008 году сколько было шума о том, что армия должна быть немедленно оснащена приемниками глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Прошло два года. Средства «освоены», а в армии, в основном, по-прежнему отсутствуют переносные и стационарные приемники ГЛОНАСС. К сожалению, бригада не имеет в своем распоряжении подразделения БПЛА, которое бы обеспечивало ее командиру наблюдение за полем боя на всем пространстве досягаемости всех средств поражения, а также помогало предвидеть следующий маневр и возможные действия противника.
Не учтен и опыт войны на Кавказе в отношении авиации. К сожалению, должности по армейской авиации в округах и бригадах не восстановлены. Наша армейская авиация оставлена в Космических и Ракетных войсках стратегического назначения. Для справки, в каждом армейском корпусе США имеется до 800 вертолетов (из них до 350 ударных), а у нас — 0. Как воевать?
Учения показали провальность нашей системы комплектования войск. Смешно было слышать заявление главнокомандующего Сухопутными войсками Постникова о том, что «призывники за два месяца достаточно хорошо овладели практическими навыками, своим оружием, что и показал нынешний этап учения». На самом деле, чтобы совсем уж не завалить учения, командиры на Дальнем Востоке заставили задержаться в армии солдат, которые уже выслужили «свой» год. Их оказалось 23% от того состава, который принял участие в маневрах «Восток-2010».
Как все это вписать в итоговый приказ и при этом сделать вывод о том, что «все хорошо, прекрасная маркиза»? Трудная задача для Сердюкова. Тем интересней будет ознакомиться с этим выдающимся документом. Хотя его наверняка засекретят. Там будет что хранить в тайне от народа.
Фото [*]