Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

118 дней протеста в Хабаровске: Фургаломобиль стал последней каплей терпения для власти

Но вряд ли арест креативного водителя микроавтобуса приведет к подъему протестного движения

6907
Материал комментируют:

В Хабаровске 118 дней продолжаются акции протеста. Периодически они сопровождаются арестами и задержаниями. Так на на днях был задержан, а затем по решению суда арестован на 15 суток водитель «Фургаломобиля 2.0» Андрей Маклыгин. По информации ОВД-Инфо, причиной ареста стало повторное нарушение митингового законодательства (ч. 8 ст. 20.2 КоАП).

Впервые микроавтобус, оборудованный для приготовления и продажи еды, появился на улицах Хабаровска летом, колесил по городу, присоединился к акциям протеста, став их своеобразным символом. Из установленных на крыше колонок автомобиля, обвешанного портретами бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, звучали советские патриотические песни, например, «Вставай, страна огромная». Примечательное кафе на колесах назвали «фургаломобиль».

Первый водитель микроавтобуса Ростислав Смоленский (Буряк) был задержан и арестован. Затем пришла очередь и второго водителя. В сентябре Андрей Маклыги был арестован на 4 суток за участие в несанкционированной акции в конце августа, однако 10 октября он вновь присоединился к акции в поддержку Сергея Фургала. На сей раз суд вынес более суровое решение.

Читайте также
Кремль решил, что пора прижать богатых к ногтю или делает вид? ВШЭ предложила свой вариант прогрессивного налогообложения

Любопытно, что по официальной версии первый случай ареста с фургаломобилем связан с тем, что его владелец не уплатил транспортный налог. Есть и другая версия — в ходе протестных акций микроавтобус создавал помехи на дороге для других автомобиле. Есть еще одна деталь: как пишет ряд СМИ, Ростислав Буряк не мог получить разрешение на легальную работу в Хабаровске и обратился за помощью к Сергею Фургалу, но того арестовали. И тогда предприниматель решил его поддержать.

Как бы то ни было, но первые задержания и аресты водителей полюбившегося хабаровчанам микроавтобуса вызвали возмущение местных жителей. На этот раз столь громкого недовольства пока не отмечается, но надо сказать, что и сами протесты пошли на спад. По информации «МБХ медиа», 3 ноября жители Хабаровска впервые не вышли на акцию поддержки бывшего губернатора края.

«Вчера было самое малочисленное шествие, на котором ДПС задержали несколько человек. Думаю, это и стало „последней каплей“ Хабаровского протеста», — предположил хабаровский журналист Андрей Пастухов.

Впрочем, и власти стали действовать жестче. Акцию, проходившую 10 октября, впервые разогнали силовики. Тем временем врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев усилил свою охрану якобы из-за поступающих в его адрес угроз.

«Мы слишком многих оттащили от корыта. Это не может нравиться некоторым, поэтому да, служба безопасности работает и будет работать», — заявил он на пресс-конференции об итогах 100 дней работы.

По его словам, подобные меря меры безопасности существуют во всех органах власти субъектов РФ. А вообще временно исполняющий губернатора высказывается за запрет митингов из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Запретят и всем станет спокойнее.

Политолог, эксперт ПРИСП Николай Пономарев считает, что протесты, безусловно, находятся на стадии спада, и даже арест водителя популярного в народе фургаломобиля вряд ли придаст им новые силы.

— Если учесть, что даже разгон марша сторонников Сергея Фургала 10 октября не спровоцировал мощную вспышку протеста, то арест водителя фургаломобиля тем более не приведет к подъему протестного движения. Но региональные власти не должны рассматривать это как повод для оптимизма. Недовольство хабаровчан никуда не исчезло, оно просто перешло в иную форму. Могу предположить, что для местных единороссов выборы в Госдуму станут самым сложным испытанием за все время существования регионального отделения партии. Серьезные проблемы возникнут и у представителей ЛДПР.

«СП»: — Почему акции пошли на спад?

— С одной стороны, граждане уже успели выплеснуть значительную часть накопленного негатива. С другой стороны, сказывается воздействие таких факторов, как отсутствие ощутимого эффекта (в виде хотя бы частичного удовлетворения требований протестующих), имевший место раскол среди организаторов акций и ухудшение погодных условий.

«СП»: — Ждать ли нового подъема протестного движения в Хабаровском крае?

— В данном случае любые прогнозы имеют такую же точность, как и гадание на кофейной гуще. Точно можно сказать одно: большинство проблем, наличие которых обеспечило поражение партии власти на выборах 2018 — 2019 гг., сохраняют актуальность для жителей края. Более того, устранение Сергея Фургала с должности губернатора основательно разозлило их.

Читайте также

Во-первых, его воспринимали именно как избранного, а не назначенного губернатора. Действующая модель смены главы регионов, признаем честно, предполагает почти гарантированную победу назначенного из Кремля врио, чаще всего являющегося «варягом». Это обеспечивает стабильность политической системы, но вызывает сбои в работе механизмов «обратной связи».

Во-вторых, риторика и публичные жесты Фургала в целом соответствовали представлениям широких масс о «правильном губернаторе». В-третьих, Фургал действительно активно помогал различным волонтерским и благотворительным проектам, в отличие от своих предшественников. И потому экс-губернатор сумел оставить о себе добрую память.

Не будем забывать и о том, что для региона характерен высокий уровень неформальной занятости. А именно представители теневого и серого секторов экономики больше всего пострадали от противоэпидемических ограничений. В итоге Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой». Но когда в следующий раз «рванет» этот заряд, точно не знает никто.

«СП»: — В каких еще регионах в обозримом будущем могут вспыхнуть акции протеста?

— Нас, безусловно, еще ожидает немало масштабных акций протеста: сочетание экономического кризиса с сокращением социальных расходов государства естественным образом приводит к росту недовольства. Однако предсказать возникновение очагов протестной активности на конкретной территории крайне сложно, поскольку слишком часто детонатором протеста становятся непродуманные действия властей или связанных с ними бизнесменов. Шиес, Куштау, протесты против слияния Архангельской области и НАО, события в Хабаровске — всего этого можно было бы избежать, если бы изначально были просчитаны все риски сопутствующих решений чиновников.

«СП»: — И все-таки чего в истории с фургаломобилем больше — политики или креативного бизнес-решения?

— В данном случае, как мне кажется, преобладает все-таки политика. С учетом того, какое влияние региональные власти оказывают на условия работы предпринимателей, владелец фургаломобиля может уже смело закрывать свой бизнес.

«СП»: — Может ли он стать символом протеста в других регионах или это сугубо хабаровская история?

— Он может быть заимствован как элемент политической технологии, но не как символ. Это сугубо локальная история, как, например, «девочка в розовом» (она же — «девочка в шапке» или «девочка-секир башка») из Волоколамска.

Гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков также считает, что протест, связанный с Сергеем Фургалом, в Хабаровске если постепенно и не «сдувается», то приобретает иные формы.

— Такие художественные элементы характерны как раз для тлеющего протеста: он в обществе есть, но вместо уличных акций находит выход в акциях художественных. Это нормальная практика.

Это показывает, что уровень напряженности в Хабаровске по-прежнему высок, что принимать губернатора «от власти» люди не хотят, что настроены плохо по отношению к действующей власти в целом.

Читайте также
В России слишком много желающих распорядиться скудными пенсиями стариков Пенсионная реформа продолжает получать новые смыслы

Не думаю, что такие автомобили могут поднять вторую волну, но помогут нарастить количество похожих небольших мероприятий подобного характера. Будут изобретаться новые формы, показывающие, что протест жив.

«СП»: — Фургаломобиль хоть и стал символом акции протеста, но изначально история была связана с бизнесом. Так что это — политическая позиция или хороший пиар-ход коммерсанта?

— Одно накладывается на другое. Со стороны человека — креативное бизнес-решение, а все остальные расценили как политический жест. Так и должно происходить: человек не должен думать, что он сейчас будет совершать политический жест, он делает то, что считает единственно возможным в сложившейся ситуации, а это приобретает некую ценность. Соответственно, подхватывается, превращается в мем, а дальше образ распространяется по медиа. На примере такого решения мы видим, что часто совершенно случайные события становятся культурными триггерами.

«СП»: — Эта идея может получить поддержку и продолжение в других регионах в случае протестов?

— Конкретно эта история нет. Но часто схожие художественные решения расползаются и тем больше их стараются включит в политический диалог. Все зависит вообще от количества протестов, пока в России подобных хабаровским нет. Были экологические, но они были иными и закончились.

Как только где-то начнет происходить что-то схожее с Хабаровском, думаю, что сначала копирование, а потом самостоятельные мемы могут возникнуть.

«СП»: — А какие протесты и где потенциально могут произойти, исходя из нынешней ситуации?

— Протесты могут быть разные — социальные, трудовые, политические, как с Фургалом (в Хабаровске никто не ожидал). Могут быть экологические: в Башкирии ситуация в подвешенном состоянии, мусорные протесты как на Северо-Западе, где пока непонятно как будет развиваться ситуация. Пока тяжело прогнозировать.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня