Счетная палата сообщила об ускорении естественной убыли населения в России. В январе-июле 2020-го этот показатель вырос более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 316,3 тыс. человек. В целом демографическую обстановку в стране ведомство назвало неблагоприятной. Если тенденция не изменится, а пока все говорит о том, что так и будет, естественная убыть населения страны будет сокращаться уже пятый год подряд.
«В 78 субъектах РФ отмечалось снижение числа родившихся, одновременно в 62 субъектах возросло число умерших… В целом по стране в январе-июле 2020 года число умерших в 1,4 раза превысило число родившихся (в аналогичном периоде 2019 года — в 1,2 раза), в 41 субъекте РФ это превышение составило 1,5−2,4 раза», — говорится в оперативном докладе Счетной палаты.
Стоит отметить, что на фоне карантинных ограничений миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения только на 20,6%. Численность занятых в экономике сократилась почти на 1,6 млн. и составила 70,5 млн. человек. Уровень безработицы в сентябре достиг максимума с 2012 года — 6,3% или 4,2 млн. человек.
И без того не лучшую демографическую ситуацию ухудшила пандемия коронавируса. В Счетной палате считают, что ситуация настолько серьезная, что одного национального проекта «Демография» для ее исправления не хватит.
«Учитывая долгосрочные демографические тенденции, предлагаем разработать новые эффективные меры, переходя к проактивной демографической политике», — советуют в ведомстве.
Профессор Финансового университета при правительстве России, член экспертного совета партии «За Правду» Олег Матвейчев согласен с тем, что без более активной демографической политики страну ждут серьезные проблемы.
— Действующая программа «Демография» абсолютно не проактивна и недостаточна. Да, всплеск «ковида» и високосный год, которые дали повышенную смертность, — временные явления. Но нужно понимать, что мы в принципе находимся в демографической яме из-за 90-х годов, когда рождалось мало детей.
Даже если бы сейчас все представители этого поколения захотели родить по 2−4 ребенка, этого было бы недостаточно, чтобы компенсировать естественную убыль населения.
Необходимо принять меры по трем основным направлениям в новой демографической программе. Первое — это стимулирование рождаемости, второе — продление жизни и третье — миграционная политика.
«СП»: — Что это за меры?
— Для стимулирования рождаемости нам необходимо двигаться к отказу от абортов. Не нужно поступать так, как в Польше, где запретили и аборты по медицинским показаниям. Но должна быть дорожная карта по постепенному отказу от этой процедуры.
На первом этапе мы убираем аборты из обязательного медицинского страхования. Это должна быть платная дорогостоящая процедура. Параллельно вводим уголовную ответственность за подпольные аборты, в особенности для врачей, ведем пропагандистскую кампанию, к которой подключаем церковь, общественные организации. И только потом приходим к запрету абортов за исключением случаев, когда они необходимы по медицинским показаниям, например, при внематочной беременности.
Также для повышения рождаемости предлагаются такие меры, как налог на бездетных мужчин определенного возраста. Можно подумать и над этим.
Второе направление мер — это все, что касается здорового образа жизни и его пропаганды. Это закручивание гаек в сфере доступности алкоголя. У нас уже введено немало мер по запрету продажи алкоголя в определенное время суток, но нужно их ужесточать, делать эти промежутки меньше, повышать стоимость алкоголя и сигарет. Также необходимо расширять диспансеризацию населения, улучшать качество медицинской помощи.
И, наконец, миграционная политика. 200 тысяч мигрантов в год, которые получают российское гражданство — это совершенно недостаточно. У нас есть огромный запас русских людей, полностью владеющих нашим менталитетом, культурой, языком. Это русскоязычные граждане, оставшиеся в бывших союзных республиках, которым нужно просто автоматически давать гражданство. Те издевательства, которые человек проходит в течение нескольких лет, чтобы получить гражданство, неприемлемы.
Кроме того, жители других стран, которые не являются русскими, но учились в советских школах и близки к нашей культуре, также могут получать гражданство в упрощенном порядке. Это касается, прежде всего, трудоспособного образованного населения. Необходимо ввести амнистию для тех, кто в 90-е годы отказался от российского гражданства, уехал на Запад и сейчас с удовольствием вернулся бы в Россию. Таких людей огромное количество и в Америке, и в Израиле, и в других странах.
Мы можем только мигрантов принимать по миллиону человек в год. И таким образом выправлять демографическую ситуацию в стране. Без жестких мер тут ничего не сделаешь. Всевозможные материальные стимулы, связанные с повышением материнского капитала, не работают.
Доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, специалист в области эпидемиологии и профилактической медицины Игорь Гундаров полагает, что без изменения политической системы исправить демографическую ситуацию в стране не удастся.
— В вопросах демографии, как и в вопросах коронавируса меня удивляет одно — почему не приглашают ученых для разработки демографической политики. Я не вспомню ни одной крупной конференции, где сидели бы президент, премьер и ученые-демографы, специалисты по профилактической медицине. В результате все усилия, которые были брошены на увеличение рождаемости в виде материнского капитала и нацпроекта «Демография», оказались неэффективными.
В правительстве раздували щеки, рапортовали об успехах, но на деле ничего не было сделано в плане доказанного влияния на рождаемость и смертность. Сейчас мы видим очередной обвал рождаемости и подскок смертности. Раньше это сваливали на Вторую мировую войну, теперь на коронавирус. Но все это пустые слова.
«СП»: — В чем же реальная причина таких показателей?
— Исследования показывают, что состояния паники, страха и безысходности негативно влияют на иммунную систему и защитные способности организма. Нынешний рост смертности — это на 70% результат «локдауна» и той паники, которую власть нагнала на население. А еще 30% из-за того, что закрылись все стационары и поликлиники и не принимают пациентов с инфарктами, инсультами, хроническими заболеваниями. Эти смерти на совести у власти.
Вы даже не представляете, насколько драматична у нас демографическая ситуация. Начиная с правления Ельцина, на совести наших руководителей 14−15 миллионов безвременно умерших. Спад рождаемости составил примерно 21 миллион человек. Значит, 35−37 миллионов человек мы потеряли из-за порочной социально экономической политики, это я заявляю, как демограф и специалист по профилактической медицине.
«СП»: — Можно ли как-то исправить ситуацию уже сейчас?
— У клинической медицины нет ответа на нынешние проблемы. Все, что вам могут говорить о холестерине, гипертонии и так далее, по нашим исследованиям виновато в избыточной смертности максимум на 5%.
Что касается рождаемости, чтобы нам сейчас спасти страну, нужно три ребенка на женщину репродуктивного возраста. Иначе примерно к 2050 году у нас будет рождаться 300−400 тысяч человек в год, а нужно 2,5 миллиона. Сейчас так мало рожают из-за обвала в 90-х, когда пошли шоковые реформы и стало появляться на 1,2 млн. детей меньше. А еще через 20 лет нас ждет новый обвал уже из-за нынешнего спада.
С такой численностью рождений нация потеряет статус геополитического субъекта, мы никогда не закрепимся на этой территории и потеряем статус ее хозяев. У нас есть только два пути спасения.
Первый — завоз мигрантов, о чем сейчас говорит президент и правительство. Но тогда это уже будет другая страна — стены и башни те же, а народ другой. А второй — срочно поставить задачу перед учеными по разработке грамотной демографической политики.
Я уже сказал, что на каждую семью нужно три ребенка. Но и у нас, и в Европе наблюдается настоящая эпидемия психогенного бесплодия. Не рожают не потому, что не хотят, а потому, что вокруг царит атмосфера, когда человек не чувствует себя свободным и контролирующим ситуацию. Природа так устроена, что животные не размножаются, если не могут защитить себя и свое потомство. Не случайно звери плохо размножаются в зоопарках даже в лучших условиях. Чувство несвободы вызывает торможение репродуктивных способностей.
Отсюда можно сделать глобальный вывод. Нужно срочно менять капитализм на другую систему, где человек будет чувствовать себя спокойным, защищенным, знать, что какой бы ни была ситуация, его ребенка обучат и поставят на ноги. Повторю, нужна новая общественная экономическая система, при которой человек чувствует, что он хозяин Родины, и такая система есть.