Сознательная жертва: Феминистки Индии дают урок «соратницам» в России

Чему в борьбе за равноправие полов российское общество может поучиться у индийцев

1266
Сознательная жертва: Феминистки Индии дают урок «соратницам» в России
Фото: Zuma/TASS

Борьба за равноправие полов часто сопряжена с преодолением многочисленных общественных стереотипов о роли мужчин и женщин в семье и обществе. И чем сильнее укоренены в сознании людей различные стереотипы, тем более радикальными становятся формы противостояния сторонников традиционного уклада и тех, кто желает жить иначе. Примером самоотверженности в борьбе за равноправие и правильного понимания сути проблемы в том числе и для российских феминисток могут служить женщины далекой и загадочной Индии.

Вначале о России

В современной России есть активистки, которые постоянно говорят о притеснении слабого пола. Но разумное поле борьбы для них, к сожалению или счастью, не так велико.

Правда наших феминисток в том, что женщинам сложнее получить хорошую работу и высокую должность. Но одновременно правоприменительная практика часто направлена против мужчин в отношении того, кто после развода будет воспитывать детей. Не говоря уже про законодательно закрепленную норму о выходе мужчин на пенсию на пять лет позже, их обязанность служить в армии и наличие пожизненного заключения за преступления только для сильного пола.

Читайте также
«Понаехали тут» уже не скажут: Коронавирус  победил  московский шовинизм «Понаехали тут» уже не скажут: Коронавирус победил московский шовинизм Коренные россияне и трудовые мигранты из Азии теперь считают себя братьями по классу

Но главное дело не в законах, которые в целом запрещают дискриминацию по гендерному признаку. Сама общественная мораль уже далека от тех норм, что были еще сто лет назад. Никто не осудит за самостоятельный выбор супруга и развод, насилие в семье осуждается, а свободные отношения и даже частая смена партнеров не порицаются.

И в реальности пафос борьбы российских феминисток за равноправие спадает уже при первом свидании с возможным избранником в ресторане, если он только допустит мысль о разделении счета. За свои убеждения многие активистки не готовы пожертвовать даже стоимостью собственного ужина.

В Индии контекст разговора о равноправии совсем иной.

Как принято в Индии

Женщинам в Индии априори отводится второстепенная социальная роль. Они воспринимаются не как равноправные члены общества, а как те, кто должен обслуживать членов социума, состоящего из мужчин.

Действительно, Индия занимает одно из лидирующих мест по изнасилованиям и издевательствам в семьях. Но это осуждается обществом и не считается нормой.

Наоборот, в нормальной традиционной индийской семье царят другие порядки. Вообще, женщин в обществе по-настоящему уважают. Не только бабушек, зрелых женщин, но даже девочек принято называть «матаджи». Это слово образовано как уважительная форма от слова «мать», очень близко по смыслу к русскому «матушка». Представительниц прекрасного пола воспринимают прежде всего не как жен, сестер, дочерей и уж тем более любовниц, но как тех, кто дает миру новую жизнь и оберегает ребенка от периода вскармливания грудью до своего ухода в иной мир.

Можно обратить внимание на традиционную одежду индийских женщин. Длинное сари полностью закрывает от посторонних глаз ноги женщины и покрывает ее голову. Но при этом живот всегда оставляется оголенным и видимым окружающим: эта часть тела должна быть открытой, чтобы богам было проще зародить там ребенка.

Верящие в реинкарнацию индийцы считают, что рождение человека в теле женщины олицетворяет собой жизненный путь, волю высших сил. Поэтому жена не может думать о разводе. Даже в случае дурного поведения супруга она обязана смирением и порядочностью явить мужу пример добродетельной жизни и в итоге привести его к осознанию грехов и покаянию.

Понятно, что в такой системе координат женщина не может заниматься тем, что называют созиданием цивилизации. Нет, права учиться ее никто не лишает, как и высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Наоборот, приветствуется, если женщина образована и занимается дома всяческим развитием своих детей. Учит их не только ухаживать за домом и младшими братьями и сестрами, но также прививает им чувство прекрасного, рассказывает о сложных явлениях окружающего мира.

При этом не приветствуется, если она будет участвовать в конкуренции наравне с мужчинами. Саморазвитие приветствуется, а вот использование полученных знаний для построения карьеры воспринимается как вызов.

Радикальная жертва

Однако далеко не все женщины согласны с устоявшимся в общественном сознании мнением об их роли в обществе. Многие говорят о том, что они хотят именно строить карьеру, добиваться командных высот, руководить предприятиями, заниматься общественной деятельностью и политикой.

И поэтому многие из них сознательно выбирают путь одиночества. Представители феминистических групп Индии прямо говорят, что это их жертва в копилку борьбы за равноправие и реализацию возможности женщин не только накапливать, но и реализовывать в обществе свой потенциал.

Читайте также
Александр Руцкой: Губернаторам надо быть ближе к народу, а не охрану нанимать Александр Руцкой: Губернаторам надо быть ближе к народу, а не охрану нанимать Семь самураев Михаила Дегтярева. Кто и почему угрожает кремлевскому назначенцу

Индийские феминистки понимают, что муж и дети не позволят им добиваться задуманного. Они не хотят тратить время на домашние хлопоты и ухаживать за большой семьей, но видят себя частью социума. И они считают своим предназначением показать пример остальным, что от этих прав можно не отказываться. Пусть и немалой ценой.

При этом им постоянно приходится сталкиваться с общественным осуждением. Приверженцы традиционных ценностей воспринимают женщин, взявших в свои руки ответственность за свою судьбу, как угрозу мироустройству.

Одиноким женщинам, которые строят карьеру, часто отказывают в банковском кредите для развития бизнеса и на бытовые нужды. Арендодатели стараются не сдавать им жилье и помещение под офисы.

То есть феминисткам приходится не просто бороться за равную оплату труда с мужчинами, чем ограничивается вся активность у феминисток в России и на Западе, а постоянно преодолевать социальное отчуждение.

Одновременно многие женщины, вставшие на этот сложный путь, считают для себя недопустимым в личной жизни действовать по принципу «что хочу, то и делаю». Например, уводить чужих мужей или заводить интрижки на стороне. По их словам, нельзя оправдать нарушение моральных норм и вмешательство в чужую судьбу борьбой за равноправие. Борьба — это именно сознательная жертва во благо высших целей. А цель — добиться реализации своих прав, а не утвердиться за счет несчастья других.

Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный публицист, постоянный член Изборского клуба

Алексей Ильяшевич

Эксперт аналитического портала Rubaltic.ru

Сергей Духанов

Журналист

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня