К 2050 году численность населения России, возможно, снизится до 125 млн человек. Об этом говорится в докладе о демографической ситуации федерального проекта «Трезвая Россия». От причин, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табака, в РФ погибает свыше миллиона человек в год, подсчитали в организации.
В нашей стране алкоголь употребляет более 85% трудоспособных граждан, отмечается в докладе. При этом 53% молодых граждан делает это систематически раз в неделю.
«Под основным ударом находится трудоспособное население страны, а это 89,6 млн человек, или 61% от всего населения. Более 76 млн граждан трудоспособного возраста потребляет алкогольную продукцию. При этом 70% смертей граждан в трудоспособном возрасте прямо или косвенно связано со злоупотреблением алкоголем», — говорится в докладе.
Систематическое потребление алкоголя среди молодежи в России также выросло: доля вовлеченности молодых людей в употребление спиртных напитков поднялась в 2019 году на 16% по сравнению с 2018-м, сообщает «Трезвая Россия».
«По итогу опроса 53% респондентов употребляли алкоголь систематически (раз в неделю). Опрошенные указали, что побуждающими факторами к употреблению алкоголя является доступность алкоголя (62% опрошенных) и реклама алкоголя в медиа, на телевидении (52%)», — указывается в докладе.
«Трезвая Россия» утверждает, что употребление психоактивных веществ «формирует негативные репродуктивные установки, приводит к откладыванию рождений, субкультуре чайлдфри и прерыванию беременностей».
Из доклада выходит, что водка — корень всех бед России. Так ли это?
— Алкоголь в России — серьезная проблема, которая действительно влияет на смертность, — отмечает директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. — Какая-то часть людей умирает раньше из-за болезней, связанных с алкоголем, либо в результате несчастных случаев в состоянии опьянения. Понятно, с этим нужно что-то делать — не скажу «бороться». Алкоголизм населения — явление сложное, а у нас борьбу с ним часто понимают как систему запретов. Между тем, это совсем не самый эффективный способ решения проблемы.
«СП»: — Можно ли согласиться с тем, что все беды России упираются в алкоголь?
— Есть много всего в нашей жизни, помимо алкоголя, что влияет на смертность. Конечно, по сравнению с XIX веком смертность в России снизилась разительно. Но по сравнению с другими странами мы сильно отстаем. Алкоголь — один из факторов этого отставания, но не единственный и даже не самый главный.
«СП»: — А какой главный?
— Мы тратим на здравоохранение значительно меньше денег, чем другие страны. Это фактор или нет, как вам кажется? У нас в год умирает порядка 1,9 млн человек. «Трезвая Россия» уверяет, что из них миллион умирает от причин, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табака. Как вам кажется, это правдоподобно, что чуть ли не половина всех смертей связана с алкоголем?
Окиньте взглядом своих родственников, друзей, коллег, соседей: люди умирают, но что, все умирают от алкоголя?!
На мой взгляд, истерическая нотка, которая звучит в докладе «Трезвой России», — это неправильно. И пользы от нее не будет, поскольку для борьбы со смертностью надо действовать по всем направлениям, а не замыкаться на чем-то одном.
Замечу, сваливать все беды на алкоголь очень выгодно Минздраву. Я утрирую, но рассуждает ведомство примерно так: «Мы делаем все, что можем. Но что нам делать, если народ достался такой пьющий? Мы не можем ничего поделать — они сами виноваты!».
Именно к таким выводам, я считаю, ведет артикулирование алкогольного фактора.
«СП»: — Почему все-таки в России много пьют?
— Пьют везде — пьют и во Франции, но там продолжительность жизни много выше, чем у нас. Потому что важно еще, что люди пьют. Для России характерен так называемый северный тип потребления — высока доля крепких напитков. От вина тоже может быть вред, и в той же Франции есть проблемы с алкоголизмом. Тем не менее, вино не убивает так, как водка. Напомню, умереть можно просто от передозировки водки или можно что-то натворить спьяну.
Словом, потребление ударными дозами крепкого алкоголя — это опасно. Вот с этим надо бороться в первую очередь. А вообще упразднять алкоголь, который существовал на протяжении всей истории человечества, поскольку есть и хорошие стороны в умеренном употреблении вина — это совсем другое.
Но часто борцы с алкоголем на все закрывают глаза. И тогда у них получается, что почти половина умерших в России — прямо или косвенно — от алкоголя. Конечно, это не так.
«СП»: — «Трезвая Россия» подсчитала, что к 2050 году численность населения снизится до 125 млн человек. Это похоже на правду?
— Снижение численности населения может происходить не только из-за высокой смертности, но и из-за низкой рождаемости. У нас поколения россиян давно себя не воспроизводят — действительно давно, а не в последние 15 лет. Если у вас двое родителей, и у них родилось меньше двух детей — следующее поколение будет меньше предыдущего. Нужно, чтобы в семье рождалось больше двух детей — а рождается меньше. И такой ситуации уже больше 100 лет!
Рождаемость в России низкая — но она низкая во всех развитых странах. Почему — вопрос довольно сложный, но факт остается фактом. Население ЕС немного растет — но в основном за счет миграции, причем роль миграции будет в Европе только увеличиваться. А так называемый естественный прирост, повторюсь, уменьшается и исчезает практически во всех развитых странах — и у нас исчез еще в начале 1990-х. Алкоголизм к этому вообще не имеет отношения.
Причины низкой рождаемости очень глубокие, и никакими мерами социальной поддержки положение нельзя изменить. Единственный, я считаю, ресурс роста населения России на обозримый период — это именно миграция.
«СП»: — Распространенная точка зрения: если бы в России государство обеспечило матерям гарантии и дало гражданам перспективу — вымирание населения прекратилось бы. Это так?
— Не знаю, чем Россия отличается от других стран — а другие страны меры поддержки женщин задействуют, но рождаемость от этого не растет. Но мы говорим, что мы — Россия и у нас все получится. Рассуждать так можно, я считаю, но реальное положение от этого не изменится.
Правительство РФ, замечу, принимает значительные меры по стимулированию рождаемости, но рождаемость, тем не менее, не растет. Посмотрите на своих более-менее обеспеченных знакомых: у них что, много детей? Здесь дело не в достатке. Если вы сравните уровень жизни в СССР сразу после войны, и уровень в нынешней России — он очень сильно вырос, но число детей уменьшилось.
Повторюсь, причины снижения численности населения более глубокие. Все люди понимают, что ребенок требует не просто денег — его нужно растить, вести и поддерживать вплоть до 20-летнего возраста, и это очень непросто. Люди это хорошо понимают, но почему-то политики понимать отказываются.