Россияне готовы, что в 2021 году жить станет гораздо тяжелее и не боятся этого. Недовольство властью хотя и растет, но не коррелирует с протестной активностью. А к ограничениями, связанным с коронавирусом, люди просто привыкли и уже готовы к тому, что пандемия останется с нами навеки. Грядущие парламентские выборы граждан России вряд ли волнуют, а о события в Беларуси не рефлексируют в российских реалиях. Об этом в комментарии «Свободной прессе» рассказал руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-Центра*» Алексей Левинсон.
— Страхов на сегодняшний день немного. Страх войны отступил, а отношение к коронавирусу не характеризуется словом страх, — подчеркивает Левинсон. — Негативные чувства есть. На первом месте, очевидно, недовольство властью в связи с политикой в области здравоохранения и образования. Это и есть самые распространенные эмоции в негативном регистре.
Коронавирус очевидно продолжает нервировать россиян. Правда, как к нему относится, наши соотечественники еще не решили. Чуть более половины населения уверено, что власти играют со статистикой. В сторону увеличения или понижения — не понятно.
— Есть готовность принять, что пандемия теперь навсегда или на неопределенно долго. Даже в текущем режиме, люди живут в основном в городах, где заболеваемость продолжает расти, — заметил Левинсон. -Кроме того, мы фиксируем очень большое недоверие к публикуемой статистике. Что интересно, статистику одновременно считают и завышенной, и заниженной. Обе мысли соприсутствуют в массовом сознании — то ли завышают, то ли занижают, но точно говорят неправду.
Старт очередного электорального цикла на исходе 2020 года россиян мало волнует. О выборах волнуются только сами политики, активисты, да профильные телеграм-каналы и СМИ. Обычно политика начинает интересовать граждан, уже когда громко стучится к ним в дом.
— Прямо о волнении говорить не приходится. Такие события становятся актуальными только в ближайшей перспективе. Например, когда не допускают кандидатов — возникает некоторое волнение. Загодя выборы волнуют только политиков, — считает Левинсон.
Социально-экономическими потрясениями россиян уже не напугаешь. Граждане уверены, что жить станет только хуже, но воспротивится власти им и в голову не приходит.
— Социально-экономическое положение оценивается людьми как тяжелое или плохое, — констатирует Левинсон. — Жалуются по всей стране. Речь идет о низком уровне удовлетворенности при низкой протестной активности. Мы получили данные относительно следующего года и это очень пессимистический прогноз — большинство ожидает, что будет только сложнее. Люди не живут в ожидании катастрофы. Тенденция имеет ползучий характер, а не взрывной.
Репрессии, ужесточение политического режима и наступление на гражданские свободы россиян, как вы понимаете, волнует в предпоследнюю очередь. Эти темы действительно волнуют только политиков и гражданских активистов, которые не питают иллюзий на этот счет.
— Такие вещи как репрессии и ужесточение политического режима, волнуют сравнительно тонкий слой политически активных граждан. Известно, что от властей ожидают усиление пресса в отношении недовольных граждан. Я бы сказал, обе стороны к этому готовы, — заметил социолог.
Во второй половине года эпидемиологические ограничения перестали беспокоить россиян. Большинство смирилось с самоизоляцией и нереализованными планами на лето. Масками мало кого удивишь, они не являются источником раздражения, а закрытие увеселительных заведений волнует узкую прослойку тусовщиков.
— Сложнее всего, как мне кажется, россияне переживают невозможность выехать за рубеж. Вернее сказать, переживали весной и летом, когда у большого количества граждан остались нереализованными планы на отпуск, — считает Левинсон. — Это нужно воспринимать всерьез как проблему, которая носит не только развлекательный характер, но и является частью композиции жизни и отношений со своим отечеством. Жизнь становится терпимее, когда имеется возможность хлебнуть заграничного воздуха и вернуться. Повторюсь, это было актуально в середине года, сейчас, наверное, произошла адаптация. Ограничение посещений массовых мероприятий — ночных клубов и так далее — касается небольшой группы людей, и поэтому серьезной реакции не вызывают. К ношению масок относятся с беспокойством, но можно говорить, что установился некий модус вивенди — к ограничениям либо привыкли, либо не соблюдают.
Важные события на постсоветском пространстве касаются россиян только косвенно. Так, следя за протестами в Беларуси, большинство россиян не понимает, чего это белорусы там бузотерят.
— Отношения россиян к событиям в Белоруссии серьезно дистанцированы, — обратил внимание Левинсон. — Веры в то, что белорусские события могут повториться в России, нет. На поверхности лежит холодное непонимание: «Что они там бузят? Вроде жили хорошо, но чем-то еще недовольны». Мы дважды измеряли отношение к протестующим и Лукашенко — положительное отношение к Лукашенко было в разы больше, чем к протестующим.
А в случае с войной в Нагорном Карабахе — рады, что Россия взяла на себя роль миротворца и наведет порядок у собственных рубежей.
— Что касается отношения к войне в Нагорном Карабахе — жалко плохо, что люди друг друга убивают, — отмечает социолог. — Вроде бы, к армянам более благосклонное отношение, чем к азербайджанцам, но его определеяет незначительная часть общественного мнения. Хорошо, что Россия взяла на себя роль миротворца, считают граждане, потому что она должна быть хозяйкой на территории постсоветского пространства и приструнить разбаловавшихся младших братьев.
В ноябре топ запомнившихся событий от «Левада-центра» попали война в Нагорном Карабахе, распространение коронавируса и выборы президента США. Если говорить о событиях 2020 года, нужно вспомнить отставку правительства и поправки в Конституцию, протесты в Беларуси и Хабаровске, карантин и экономический кризис, а также пандемию и экологию.
— Думаю, в списке самых запомнившихся событий 2020 года ковид будет на первом месте, — заметил Левинсон. В обзор, возможно, попадут Белоруссия, Хабаровск и Нагорный Карабах. Влияние поправок в Конституцию на массовое сознание также очень велико, но оно в глубине, а не на поверхности. Я бы его рассматривал как травму, поскольку это так, на этом месте слепое пятно — эта тема не эксплицируется.
* АНО «Левада-Центр» внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.