В декабре нынешнего года интернет-пространство всколыхнула весть о том, что скандальный телепроект «Дом-2» наконец закрывают. Даже анонсировали последний выпуск — 30 декабря. Кто-то облегчённо выдохнул, кто-то скорчил плаксивую гримасу. Бывшие участники проливали горючие слёзы на своих страницах в соцсетях. Иные, например Рустам Солнцев, обмолвились, что «лошадь давно умерла»: рейтинги падают, зритель переводится.
Всё же общий тон был скорбяще-умилительный: комментируя новость о закрытии, звёздочка проекта Ольга Бузова призналась, что это тот случай, когда ей сложно говорить. Эпоха, уходит эпоха…
И вот новость: никто ничего не закрывает. Ничто никуда не уходит.
Просто переводят на другой канал. Какой — пока тайна. Коммерческая. С участников даже взяли подписку о неразглашении.
Как говорится, не надо печалиться — вся жесть впереди.
Съёмки предполагается возобновить уже с 15 февраля. Очень скоро живой труп лошади задорно зацокает копытцами, заигогокает, оскалит отбеленные зубы, потрясая публику роскошной розовой гривой.
«Дом-2» будет стоять, вещать, пестовать новых героев нашего времени.
А таковых с его крыльца сошло уже немало. Ксения Собчак, Ольга Бузова, Алёна Водонаева, Ксения Бородина, Николай Должанский. Не говорите, что не слышали этих имён. Всех этих людей вы знаете в лицо. Не вы — так ваши дети.
Иные раскрутились настолько, что уже и в фамилиях не нуждаются. Венцеслав — просто и ясно. Вен-це-слав. Человек-мем. Кто не знает Венцеслава?
И это лишь верхушка айсберга. А сколько ушло в народ? Растворилось в блогах и бложиках? Поистине, имя им — легион.
Очевидно, новость о закрытии была лишь ловкой пиар-акцией. Попыткой подогреть интерес и лишний раз нажиться на поклонниках, взвинтить рейтинги. Всё понимаем: рынок, конкуренция, выживают как могут…
Вопрос, однако, в другом.
Кто сегодня может всерьёз и надолго предположить, что «Дом-2» когда-нибудь закроется? Ну правда. Кто вообще способен сделать так, чтобы он закрылся? Шоу must go on.
Проект запущен. Проект не просто развлекательный, но и образовательный, воспитательный, культурный. Мировоззренческий, если угодно. «Прекрасная Россия будущего».
Даже если выдохнется передача — план-схема уже в головах. Семя упало, оно дало всходы. Целое поколение россиян выросло, впитывая с экранов грязные интриги, пошлую атмосферку искренности напоказ, любви напоказ. Шоумены и шоувумены — ах, как прекрасен этот мир, который они для нас создали!
Сотни блогеров, птенцов этого гнезда, вышли в сетевые миллионеры. Ни к чему лишний раз рекламировать их имена.
Эти персонажи нашли свою аудиторию. Точнее сказать, аудитория, вскормленная на этом порошковом молоке, сама нашла их — желанных, авторитетных.
Они стали лидерами мнений. Культуртрегерами. Пастырями. Каждое их слово, подобно канонаде, тысячекратно раздаётся в ушах, рвёт перепонки. Каждый пост расходится тиражами, которые большинству современных писателей и не снились.
Напомнить, что это за слова, что за посты?
«В России рожают либо богачи, либо необразованное быдло», — вещает Алёна Водонаева. Хватит, дескать, рожать рабов для «нищей и жадной страны».
«Раздаем деньги всяким алкоголикам, нищебродам, а потом плачемся, почему у нас так всё хреново», — доносится с Лазурного Берега тонкий голосочек Виктории Бони.
И так далее, и тому подобное.
Стоит признаться самим себе: «Дом-2» — не просто невинный аттракцион, который когда-то открылся и когда-то закроется. Это олицетворение неолиберального порядка, универсальный ретранслятор его смыслов. Этот выжигатель мозгов, наряду с другими излучателями, работал на полную мощность полтора десятка лет, облучая население целой страны.
«Дом-2» стал матрицей масскульта России нулевых, исходником оголтелого современного «попса». Задал его ценностную рамку. Прописал генетический код на годы вперёд. Чем громче ругань, чем надрывнее скандальчики и визгливее скандалисты — тем благодатнее, жирнее эта почва, питательнее пища для ума.
«Дом-2» воплотил неолиберальный миф во всей его полноте и тоталитарной мощи. Экзальтированные индивидуальности бьются за собственное признание, извиваясь своими глянцевыми телами, чтобы нравиться, продаваться дороже, ещё дороже. Эго участников раздувается до вселенских объёмов — иначе они неинтересны, неуместны для этого гладиаторского формата. Скромность — это бедность. И это тренд.
«Демонстрирующий свой зверский аппетит, прыщущий похотливой слюной — се есть сын мой возлюбленный, в котором есть моё благоволение», — так учит Великий Учитель «Дом-2».
«И если правая твоя рука соблазняет тебя, хватай всё, до чего дотягивается она», — так Великий Инквизитор современности наставляет свою паству.
Вполне вероятно, что «Евангелие от Бони» имело бы успех у читателей.
И это было бы действительно страшно. Всё-таки письмена отпечатываются глубже, чем весёлые экранные картинки.
Но Боня ничего не напишет. И никто из них ничего не напишет. Они не умеют, они не знают, что это такое — писать книги. Потуги Собчак не в счёт: креативщик не творец, контентмэйкер — не писатель.
И всё же отдадим им должное. Они произвели продукт, они сумели «впарить» нам его по баснословной цене. Они и сами едва ли поняли, как и когда проект «Дом-2» вышел из-под контроля.
Но мы всё ещё в своём праве — заявить решительное нет. Нет хамству и разврату как норме жизни. Нет бескультурью, нагло провозглашающему себя культурой. Нет пороку, который рядится в одежды добродетели.
Нет, нет и ещё раз нет.
Спасибо этому «Дому». Пойдём к другому.