Братья-бизнесмены Геннадий и Олег Егоровы из подмосковных Мытищ подали иск против блогера Алексея Навального. Они потребовали удалить его канал с YouTube и выплатить им десять миллионов рублей компенсации морального вреда.
Иск зарегистрировал Люблинский суд Москвы. Заявление подано на корпорацию Google, которая владеет видеохостингом YouTube и самого Навального. Сообщается, что в настоящее время заявление находится на рассмотрении и пока не принято к судебному производству.
Как пояснил один из истцов Геннадий Егоров, выплата 10 миллионов рублей является компенсацией морального вреда. «Воспринимаю это не как иск, а как манифест. Я не являюсь адептом Навального или правительства России, я за то, чтобы привлечь внимание к проблемам малого бизнеса, который буквально рушится из-за санкций», — заявил он.
«Алексей своими акциями и своими порой действительно серьёзными и качественными фильмами навлекает на нашу страну, на наш шаткий экономический курс очередные проблемы. Проблемы, которые напрямую отражаются на бизнесе, на предпринимателях, особенно на малом бизнесе», — отметил истец
По его словам, если иск будет удовлетворён, то все деньги пойдут на поддержку малого бизнеса.
«Мы с братом решили таким образом привлечь внимание к этой проблематике, потому что бояре дерутся — народ простой страдает», — пояснил предприниматель.
Как это воспринимать? Как попытку еще что-то повесить на Навального? Или просто «хайп»? И какие последствия сей иск будет иметь?
— Странная инициатива, — считает адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский.
— Ну, подали и подали. С правовой точки зрения это может иметь любые последствия. Сейчас каждый пытается обратить на себя внимание, заработать политический капитал. А может, это кто-то пытается найти повод для того, чтобы целиком удалить с YouTube канал Навального. На мой взгляд, если канал Навального удалят — то туда ему и дорога. И YouTube, и Фейсбук, и Твиттер, по крайней мере, их политическая часть — должны быть заблокированы в России. Попробуйте через какие-то российские или китайские сети в Америке пораспространять свое влияние! А Фейсбук и Твиттер проникли в каждую нашу квартиру. Поэтому с этой точки зрения инициатива намного интересней.
А что там будет с Навальным — ему все равно: одним иском больше — одним меньше. Но совершенно точно, что в пакостной истории с ветераном он невероятно дешево отделался.
— Мне кажется, это попытка попиариться на актуальной политической тематике — дело Навального на слуху сейчас, так что братья Егоровы, думаю, просто хайпануть хотят, пропиарить свою структуру, — говорит координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов.
«СП»: — Может быть, им кто-то посоветовал так сделать?
— Стоит ли за братьями кто-то? Мне кажется, все же, это такая самодеятельность. Если бы кто-то стоял, то, наверное, как-то посерьезнее бы подошли к вопросу. Там, я полагаю, найдётся что ещё Навальному предъявить, если будет большое желание…
Серьезной юридической перспективы я всё же здесь не вижу, хотя мы знаем ангажированность наших судов, но уж больно размытые требования. Когда выдвигается требование компенсации морального вреда, суд всегда требует доказательства — как этот вред рассчитывался, какой конкретно вред причинен, какие моральные страдания? Эдак каждый может теоретически сказать: мне какие-то действия приносят моральные страдания, но такие вещи обычно не проходят в судах.
Из того, что мы видим здесь — если не будут какие-то дополнительные основания представлены в суд — это лирика. Это, лирические размышления о том, что ролики Навального мешают России развиваться, мешают президенту, мешают правительству…
Суд в данном случае должен спросить, чем конкретно мешают, приведите какие-то расчеты: какой ущерб нанесен вашей конкретной компании, моральные страдания — в чем они выразились? Что у вас там — сердечный приступ случился? Спать не можете, есть не можете? Давление повысилось или понизилось?
То есть должна быть какая-то фактура. Если суды будут такие иски удовлетворять, тогда, знаете, можно любому жаловаться на что угодно, и нет никаких пределов. Так что я думаю, что это не более, чем попытка пропиариться. Удачная или нет — ну, пусть братья сами решают. Смотря кто каких политических взглядов придерживаются. Сторонники власти могут их похвалить. Противники скажут, что это очередные «мурзилки», «спойлеры», «кремлевские агенты» — как угодно могут их называть.
«СП»: — Что они хотят с этого получить? Какую-то известность? Чем она может быть полезна?
— Видимо, у них есть какой-то свой расчет, но, повторю, юридических перспектив я особо здесь не вижу. Не то, что десять миллионов взыскать — даже рубль не поучится, если не будет обосновано, в чем же был моральный вред, как он проявился, и почему должен быть компенсирован именно в такой сумме.
Думаю, в худшем случае для Навального может быть какой-то минимальный размер штрафа, конечно, не десять миллионов, максимум — десять тысяч. Хотя, скорее всего, или суд не примет этот иск по каким-то техническим причинам, или вернет на доработку, или отклонит его.
В плане пиара — ну, пусть ребята пиарятся, хотя мне кажется, что пиар весьма сомнительный.
«СП»: — А как насчет требования удаления канала на YouTube?
— Ну, во-первых, опять же должны быть какие-то юридические обоснования. В нынешнем контексте не просматривается никакой юридической перспективы, и прецедентов таких мы не знаем.
— Я не думаю, что это какая-то координированное работа по навешиванию дополнительного дела на Навального, — соглашается доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Уж слишком и сюрреалистично оно звучит. Скорее речь идет действительно о банальном пиаровском ходе со стороны отдельных отечественных бизнесменов.
«СП»: — Какие правовые перспективы у этого дела? Так ведь на любого журналиста, пишущего критически, например, о правительстве Мишустина, можно подать в суд, мол, мешает работе кабмина…
— Чисто теоретически, правовые перспективы у этого дела есть. Точнее, у первой части этого дела. Но лишь в том случае, если бизнесмены докажут, что именно Навальный лично являлся организатором этих митингов, которые помешали бизнесу. Сделать это, понятно, будет очень непросто. Но теоретически возможно.
А вот у второй части, касающейся моральных страданий, перспектив, скорее всего, нет.
«СП»: — 10 млн. рублей в счёт компенсации морального вреда это не перебор?
— Отечественная судебная практика не предполагает больших сумм моральных компенсаций. Но при этом каждый истец пытается подать на максимально возможный размер компенсации. На всякий авось…
«СП»: — Кроме того, они просят суд обязать корпорацию Google удалить с Youtube канал Алексея Навального целиком. А такое вообще реально?
— Конечно же, нереально. Алексей Навальный является агентом Запада, YouTube является инструментом западного влияния. Кто рискнет лишать своего агента собственного же инструмента? И кто может заставить YouTube лишить Навального канала?
«СП»: — Насколько, по-вашему, сейчас много народу будет пытаться пиариться на Навальном?
— На Навальном будут пиариться все, кому не лень, и для Навального это хорошо. Во-первых, потому, что Навальный получает PR. Во-вторых, потому, что многие из этих пиарящихся буду делать это настолько коряво, что Навальный получит возможность говорить о новом своем преследовании со стороны властей.