Женщины выбирают лопату, лом и кувалду

Что-то с нами не так, если необходимость заработать деньги не оставляет в жизни молодых девушек места для мечты?

2277
На фото: разгрузка почтового железнодорожного вагона в Тынде, Амурская область.
На фото: разгрузка почтового железнодорожного вагона в Тынде, Амурская область. (Фото: Руслан Шамуков/ТАСС)
Материал комментируют:

Времена такие, что за выражение «слабый пол» придется сильно извиняться. Гендерное равенство закреплено в Конституции. Да и какие же они, женщины, «слабые», если в лихие годы страна всегда могла опереться на их хрупкие (опять, не сочтите за мужской шовинизм) плечи? И не только в годы войны, когда они и в атаку ходили, и за станками сутками стояли. Потом при нехватке мужчин в послевоенные годы восстанавливали города, поднимали села. Но постепенно все как-то так устоялось, что уже редко можно было увидеть женщин, занятых тяжелой работой. Поэтому под закат советской эпохи так резали глаз оранжевые жилеты, скрывавшие фигуры женщин, занятых укладкой лопатами дымящегося асфальта…

Казалось, это уже в далеком прошлом. Но вот в преддверии нынешнего 8 марта выяснилось, что россиянки в поисках работы зачастую выбирают далеко не женские профессии — с их стороны вырос интерес к вакансиям строителей, машинистов и даже грузчиков. Таковы результаты анализа женских отклики на вакансии, который провел «VK Работа».

Читайте также
«Продразверстка 2.0»: фискалы отберут у нищих россиян последние гроши «Продразверстка 2.0»: фискалы отберут у нищих россиян последние гроши С помощью новых налоговых механизмов искать триллионы для бюджета будут даже в карманах бомжей

При этом по сравнению с 2020 годом возросло количество откликов женщин на такие необычные для слабого пола вакансии, как строитель (рост на 457%), машинист (189%), монтажник (177%), инженер (124%) и слесарь (100%). А 8% откликов женщин приходится на вакансии грузчиков, водителей и заправщиков. «Интересно, что на эти вакансии откликаются, в основном, молодые девушки в возрасте 18−25 лет», — отметили в «VK Работа».

Вообще-то, официально грузчиками женщин по-прежнему не оформляют на работу, но по давно сложившейся традиции просто дают этой должности другие названия — например, комплектовщики или специалисты по перемещению.

Кстати, по строительным и прочим пыльным специальностям в стране большой спрос на рабочую силу. Здесь в последние годы трудились в основном мигранты, но из-за пандемии их приток в страну резко сократился. Мужчины не очень-то спешат занимать такие вакантные места — условия и уровень оплаты труда, которыми удовлетворялись мигранты, не устраивают россиян. И во многом их требования справедливы. А вот россиянки, оказывается, готовы заполнить эти вакансии даже на таких «мигрантских» условиях.

К сожалению, нет статистических данных о том, сколько мужей, потерявших из-за пандемии и кризиса любимую работу, переживают депрессию на диване перед телевизором, в то время, как их жены хватаются за любой, даже не свойственный им по физиологическим особенностям труд.

Внимание россиянок к прежде недоступным для них профессиям скорее всего будет только усиливаться. Тем более что новые трудовые горизонты для них расширил вступивший в действие с начала нынешнего года приказ Минтруда об утверждении сокращенного списка профессий, ограничивающих применение труда женщин. Перечень ранее недоступных для женщин профессий сократился более чем в четыре раза: вместо 456 позиций новым приказом Минтруда России утверждено всего 100.

Теперь женщины смогут водить большегрузные автомобили и управлять комбайнами, быть корабельными шкиперами и боцманами, машинистами электричек и скоростных поездов, а также им можно забираться на высоту более десяти метров для выполнения верхолазных работ, и еще много чего полезного для общества, но, порой, опасного и серьезно изматывающего человеческий организм.

Кстати, мужчины, похоже поощряют выбор дамами пыльной работенки: к 8 марта рекордно выросли (на 251%) заказы косметических наборов с гелем для душа и мочалкой.

Но если серьезно, то мужчинам, наверное, стоит насторожиться и приготовиться к серьезной конкуренции. Вряд ли высотные работы манят женщин возможностью полюбоваться прекрасными видами. И еще меньше романтики их ожидает при так называемом перемещении грузов.

Вероятнее всего, импульс этому участившему выбору традиционно неженских профессий придают такие прозаичные вещи, как денежная нужда, к тому же — на фоне гендерного неравенства в заработной плате. Российские мужчины зарабатывают почти на 30% больше, чем женщины, следует из добровольного национального обзора достижения РФ целей устойчивого развития ООН. В 2019 году отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составило 72,1%.

Хотя такой «расклад» вроде бы как устраивает большинство россиян: по результатам недавнего исследования финансовой онлайн-платформы Webbanki, 64% среди представителей обоих полов сходится во мнении, что мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина. Однако уже следующий по популярности вариант ответа — доходы в паре должны быть равны — об этом заявили 21,8% мужчин и 25,9% женщин.

Понятно, что все это очень условно, спорно и вообще жизнь все и всех расставит по своим местам. Так вот в этой «расстановке» и видится главный подвох. Если дама по своей воле лезет на высотное здание — не столько из-за высокой зарплаты, сколько из-за желания получить порцию адреналина, а заодно полюбоваться пейзажем, это замечательно — за ваш каприз еще и деньги вам заплатят неплохие. Но когда нужда заставляет женщин «лезть на стенку», обниматься с бетономешалкой, цепляться за стропы крана, махать лопатой, ломом, а то и кувалдой — это значит, что-то не так у нас устроено. Это же явно не выбор, а его отсутствие.

— Стереотипное суждение по поводу разделения профессий по гендерному признаку давно устарело. И все же эту ситуацию никак не хочется считать нормой", — отмечает психолог Елена Герасименко-Демченко. — Молодые девушки видят себя строителями, инженерами, штукатурами и проектировщиками? Такой выбор у меня никаких вопросов не вызывает. Да, женщин в этих профессиях традиционно меньше, чем мужчин, но в таких сферах они работали и 50, и 70 лет назад.

А вот почему молодые девушки вдруг воспылали интересом к труду грузчиков, слесарей и машинистов, давайте разбираться. Начнем с мотивации: зачем им это? Первое, что приходит на ум, — желание заработать реальные деньги. К такому решению женщину может подтолкнуть, например, безысходность — статус единственного кормильца в семье, суровая необходимость поднимать детей. Та ситуация, когда рассчитывать можно только на себя: ты и баба, и мужик. На протяжении прошлого века наши женщины уже неоднократно проходили это: в послевоенные периоды разрухи, в мутные перестроечные времена. Непременным фоном этого выступала кризисная ситуация с мужчинами, когда они физически отсутствовали или их катастрофически не хватало. Одна моя знакомая, занимавшая серьезный пост в Министерстве культуры, стыдливо вспоминала, как в 90-е годы освоила профессию скорняка, занималась выделкой шкур и пошивом меховых шапок. Муж-военный был уволен со службы, впал в депрессию. Надо было выживать.

На фото: слесарь механосборочных работ на линии сборки автомобилей Mazda CX-5 автозавода "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" во Владивостоке
На фото: слесарь механосборочных работ на линии сборки автомобилей Mazda CX-5 автозавода "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" во Владивостоке (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)
Читайте также
Господа пенсионеры, ваша соцкарта бита! Господа пенсионеры, ваша соцкарта бита! Зачем у пожилых людей власти отнимали их законную льготу

Вторая гипотеза напрашивается сама собой: с девушками все в порядке, а вот стереотипное суждение по поводу разделения профессий по гендерному признаку, напротив, давно устарело. Действительно, если еще полвека назад женщина за рулем собственного автомобиля была редкостью даже в Москве, то теперь женщины уверенно водят электробусы и грузовики, сидят за пультом машиниста, а уж вид женщины-охранника давно никого не удивляет. Некоторым форма даже идет.

И все же эту ситуацию никак не хочется считать нормой. Вот даже юная Дебби Галлагер, героиня нашумевшего американского сериала «Бесстыжие», хотя и выучивается на сварщика, но смотрится абсолютно чужеродно среди коллег-мужчин.

Среди базовых факторов, которые влияют на психическое развитие личности, одним из первых психологи называют все-таки биологический, а потом уже — внешнюю среду, социум и семью. При прочих равных условиях каждому полу отводится своя биологическая миссия, под нее «скроено» наше тело и формируется наша психика. Любой рекрутер расскажет вам о наличии психофизиологических различий между полами. Грузчику, например, важно быть физически сильным и выносливым.

Вызывает вопросы возраст кандидаток на типично мужские вакансии, им всего по 18−25 лет. Психология развития рассматривает этот период как время построения самых дерзких и смелых жизненных планов, время бесконечной веры в себя.

Даже если предположить, что девушка осознанно откликается на вакансию слесаря или грузчика, мотивируя свой выбор одновременно и необходимостью заработать деньги, и вызовом общественному мнению, то открытым остается один вопрос: а где же в ее жизни место для мечты?

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Сергей Шаргунов

Писатель, главный редактор «Свободной прессы»

Ольга Чудиновских

Заведующая Лабораторией экономики народонаселения и демографии МГУ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня