Похоже, эту дату — 31 марта 2021 года — стоит обвести в календаре красным фломастером. Потому что в этот день официальный Кремль таки признал — демографическая ситуация у нас в стране очень тяжелая и выправить ее никак не получается.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков прямо так и сказал журналистам: «Это, безусловно, проблема. В целом наша демографическая ситуация находится сейчас в очень плохом положении. Действительно принимаются весьма и весьма интенсивные меры на то, чтобы вот эти демографические ямы, чтобы они минимальным образом сказывались, но все-таки демография — это штука очень хитрая, и пока, по объективным причинам, полностью эту ситуацию выправить не получается. В разных регионах России разная динамика демографическая».
А вы помните, «как все начиналось, все было впервые и вновь, как строили лодки, и лодки звались?»… В смысле, какие пышные дифирамбы пелись в адрес партии власти и правительства еще в 2013 году, когда в первые четыре месяца года рождаемость выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,5% (8,7 тысячи детей)?
Тогда, например, замминистра труда и социальной защиты бодро рапортовал: с 2007 года рождаемость в стране выросла на 29%, а смертность снизилась на 12%, и все благодаря специальным государственным мерам. Для выхода из демографического кризиса, отмечал чиновник, Россия не только приняла долгосрочную программу по стимулированию рождаемости и снижению смертности населения до 2025 года, но и неукоснительно ее выполняет: власти ввели материнский капитал и «родовой сертификат», повысили пособия по уходу за детьми до полутора лет, стали платить за третьего ребенка, выдавать землю для ИЖС многодетным семьям, увеличили льготы для работающих родителей, а для мам в декрете запустили бесплатные программы профессиональной переподготовки по востребованным профессиям.
Однако профессионалы считали, что радоваться рано. «В ближайшей перспективе — год, два, три — начнется колоссальное падение числа рождений и одновременно рост числа смертей, — предупреждал в 2014 году, в частности, замдиректора Института демографии ВШЭ Сергей Захаров. — Поэтому естественная убыль будет нарастать очень быстро. Прирост в 2013 году скорее случаен, чем закономерен. Его могло бы и не быть, это — стечение обстоятельств».
И ведь как в воду глядел — с демографией стало не плохо, а очень плохо.
Кремлю пришлось искать новые аргументы — «в духе времени». В январе прошлого года тот же Дмитрий Песков пламенно уверял — «любой специалист в области демографии и социологии» согласится, что если бы государство не принимало меры по поддержке рождаемости, то темпы сокращения населения были бы ощутимо более быстрыми.
При этом он отдельно подчеркивал, что из-за потерь во Второй мировой войне в России в принципе осталось мало женщин, которые могут рожать, но власти принимают меры, чтобы стимулировать рост рождаемости, так что уже в краткосрочной перспективе результат их действия будет «обязательно заметен».
Что же мы наблюдаем в той самой «краткосрочной перспективе»? А то, что, Россия продолжает сползать в демографичекую пропасть.
О фактической неспособности российских властей повлиять на удручающую демографическую ситуацию в стране заявляют и демографы — за период нахождения у власти трех российских президентов население страны сократилось на миллионы человек.
— Это результат того, что наша верховная власть со всем ее аппаратом в области демографии занимается самоуправством, — констатировал в беседе с «СП» демограф, академик РАЕН, доктор медицинских наук, профессор Игорь Гундаров. — Выражается это в том, что начальники занимаются решением вопросов мало того, что не разбираясь в них, так еще и не согласовывая свои действия с реальными специалистами. До сих пор не создали независимую экспертную научную госкомиссию, с самого момента прихода Владимира Путина к власти ничего подобного сделано не было. А ведь президент тогда правильно замечал — если печальная даже на тот момент история с демографией будет продолжаться, то само существование нации окажется под угрозой.
«СП»: — Но ведь с того времени, с начала нулевых, было принято немало решений в этой области. От выплаты маткапитала до запуска целого нацпроекта «Демография».
— Да, но ни разу со стороны власти не прозвучало обращения к ученым-демографам с призывом к диалогу, чтобы в его ходе выработать правильные решения. Вместо этого наоборот власть одно время как бы бравировала — вот, дескать, нам ученые говорили, что ничего из наших затей не выйдет, а посмотрите-ка, как тут у нас все хорошо получилось. Если бы не наш, мол, материнский капитал с нацпроектом, не было бы так все блестяще. Даже члены правительства, помню, по этому поводу чуть не показательную слезу пускали — ах, как мы счастливы, что государство уделяет такое внимание демографии. Ну, и до чего докатились в результате?
«СП»: — До того, что Россия сейчас ничего не может поделать со «схождением» двух демографических ям.
— Возможно, кое-кто «наверху» просто не понимает сути проблемы, но я постараюсь объяснить. Пресловутые «ямы» — это все про общую рождаемость. А нам важно понимать, что у нас происходит с суммарным коэффициентом рождаемости, попросту говоря, знать — сколько детишек приходится на одну женщину репродуктивного возраста. Этот показатель ни от каких «ям» вообще не зависит.
«СП»: — И что у нас с этим показателем?
— Мы с ужасом видим, что тут катастрофа просто. Я с коллегами этой проблемой занимаюсь с начала девяностых годов, уже устал во все колокола бить — у нас с той поры на каждую способную родить женщину приходится 1,2 ребенка. Для сохранения же просто численности нам надо минимум до 2,2 этот коэффициент поднимать. А уж для роста населения нам вообще 3,5 требуется.
«СП»: — А почему с этим коэффициентом у нас такая беда?
— Он зависит от многих факторов, но одним из важнейших является психическое состояние мужчин и женщин. Мы проводили исследования и выяснили — абсолютно здоровые люди репродуктивного возраста не могут иметь детей потому, что из-за бездарной социально-экономической политики постоянно находятся в состоянии тревоги, испытывают чувства опасности, паники, потери контроля над ситуацией.
У мужчин из-за этого снижается либидо, пропадает потенция, у женщин затрудняется выход яйцеклеток из яичников. Говорят, что люди, дескать не хотят иметь детей, время такое. Я вас уверяю — хотят, многие хотят. Но не могут, потому что не чувствуют себя хозяевами жизни.
Этим же, кстати, на самом деле объясняется и необходимость проведения недавней пенсионной реформы. Президент решился на катастрофический обвал своего рейтинга в народе не потому, что там какие-то демографические ямы на что-то влияют, а для того, чтобы банально скрыть ужасающее падение коэффициента рождаемости. У нас же просто некому становится работать, вот и понадобилось таким циничным образом возвращать в строй 10 миллионов работников. А поскольку ситуация ухудшается дальше, сейчас вообще начинаются понемногу разговоры о том, чтобы сдвинуть пенсионный возраст и до 70 лет.
«СП»: — То есть пока социально-экономический курс не сменится, никакими нацпроектами нам демографию не поправить?
— Абсолютно верно. В нацпроектах-то к 2035 году запланирован суммарный коэффициент рождаемости всего лишь на уровне 1,7. То есть всего 1,7 ребенка на способную рожать женщину. Вы понимаете, что это означает фактическое геополитическое исчезновение нации?
Чтобы исправить ситуацию, нам нужно общаться с властью примерно таким образом — либо убедительно на примере графиков и расчетов доказывайте нам, что принимаемые вами меры гарантируют нам повышение суммарного коэффициента рождаемости до 3,5, либо отправляйте в отставку тех, кто не способен такие меры оперативно разработать. Это интегральный показатель, он потянет за собой все — уровень ВВП, приток инвестиционного капитала, финансовое благополучие населения.
Иначе уже через 35−40 лет процесс вымирания станет необратимым.