Турецкие власти предложили России возобновить перелеты в страну с 1 июня по схеме так называемого безопасного туризма, которая уже применялась в отношении Германии. Она предполагает авиаперелеты только в курортные регионы, где средний прирост новых случаев заражения COVID-19 на 50% ниже среднего показателя по стране.
Напомним, что сообщение с Турцией было закрыто для граждан России 15 апреля в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране. Тогда ежедневно фиксировалось более 60 тысяч случаев заражения коронавирусной инфекцией. Первоначальный срок запрета истекает именно 1 июня, но, как сообщили российские власти, решение о дальнейшей судьбе перелетов будет приниматься на основании эпидемиологической ситуации в стране. Сейчас в республике фиксируют менее 10 тысяч новых случаев в сутки.
24 мая министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой предложил возобновить перелеты в такие туристические регионы страны, как Анталья, Бодрум, Даламан и Измир, где регистрируется более низкий уровень заражений. Кроме того, министр допустил отмену обязательных ПЦР-тестов для въезжающих россиян. Но ответное решение российских властей пока неизвестно.
Тем более, что, как предполагают некоторые обозреватели, отмена авиасообщения с Турцией может объясняться не только медицинскими, но и политическими причинами.
«Решение запретить Турцию было принято после того, как стало известно о продаже Турцией БПЛА Украине. Более того, правительство предупредило российский бизнес ничего „не планировать“ по турам в Турцию на июнь, несмотря на возросший спрос российских туристов», — считает обозревателя издания Cumhuriyet Джале Озгентюрк. По его мнению, перелеты могут возобновиться не раньше 1 августа.
Между тем, российские туроператоры и рядовые граждане, которые мечтают о летнем отдыхе, с нетерпением ждут решения по Турции. Крупные турагентства до сих пор предлагают пакетные туры на июнь. Как рассказали «СП» в одном из агентств, делают они это, «надеясь на лучшее», то есть на восстановление перелетов с 1 июня. «Полететь» в Турцию можно, начиная от 33 тысяч рублей за 7 дней на двоих. Если же страна не откроется, забронировавшим тур будут возвращены деньги, предложено другое туристическое направление или перенос тура по уже применявшейся ранее схеме.
Директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко рассказал, что представители отрасли все еще не исключают открытия Турции 1 июня, но точно предсказать ничего нельзя. Если «берег турецкий» все же останется за пределами досягаемости, удовлетворить отложенный спрос российским курортам будет очень нелегко.
— Прежде всего, нужно исходить из санитарно-эпидемиологической ситуации. Мы видим, что обстановка коренным образом изменилась. Но, безусловно, оценки с точки зрения безопасности должны делать наши компетентные структуры, а окончательное решение принимать оперативный штаб.
Когда в середине апреля принималось решение о прекращении авиасообщения, было заявлено, что ориентировочный срок — это 1 июня, но ситуация может развиваться как в одну, так и в другую сторону. У нас есть договоренность с турецкой стороной о механизме принятия решения. Должна быть послана экспертная группа, которая даст заключение на предмет того, безопасно ли возобновлять перелеты в Турцию. Если этот механизм в самое ближайшее время включится и мы получим решение, все надеются, что положительное, это пойдет на пользу всем.
У нас есть серьезный отложенный спрос, серьезные финансовые средства туристов, которые вложены в этот отдых. Каким-то иным способом нам вряд ли удастся эти средства вернуть. Поэтому многие туристы и компании рассчитывают на то, что в кратчайшие сроки сообщение будет восстановлено.
«СП»: — Если Турция все же не откроется, смогут ли российские курорты удовлетворить имеющийся спрос?
— Российский туризм — это часть мирового туризма. Инфраструктура выстроена таким образом, что кто-то отдыхает в России, кто-то едет за рубеж. Когда все вдруг концентрируется в одной точке, естественно, имеющимся мощностям приходится очень сложно. Мы прекрасно понимаем, что наш потенциал на сегодняшний день достаточно серьезно истребован. Ко всему прочему, мы имеем кэшбек, и все наши емкости процентов на 95 сегодня заполнены. К сожалению, без использования международного потенциала нам будет сложно удовлетворить все потребности.
Президент Союза туристических агентств Сергей Голов отказался делать прогноз, но настроен не слишком оптимистично.
— Естественно, нам нужны эти перелеты, но то, что Анкара что-то предложила, еще не значит, что нам это разрешат. На данный момент сказать больше я не могу. Мы уже много раз слышали о проверке аэропортов Шарм-эль-Шейха и Хургады, но перелеты до сих пор не возобновлены.
Турция нужна, потому что это одно из основных туристических направлений для россиян по емкости рынка и его качеству. У операторов и агентов множество обязательств, в том числе перед туристами, которые нужно выполнять, а без открытия границы с Турцией и возобновления полетов сделать это невозможно. Но пока официальное правительство, МИД РФ и Роспотребнадзор не разрешат летать в Турцию, говорить тут не о чем.
Несмотря на важность, которую условный россиянин придает своему традиционному отдыху в Турции, Кремлю такие проблемы не близки, поэтому он может смотреть на вопрос возобновления авиаперелетов совсем по-другому. А, значит, гарантировать скорого восстановления сообщения нельзя, считает политолог Павел Салин.
— Решение закрыть Турцию было обусловлено не только эпидемиологическими, но и политическими причинами. Анкаре транслировался со стороны Кремля сигнал о том, что у него есть рычаги давления на нее. Но спрогнозировать точно политику российских властей в отношении Турции нельзя по двум причинам.
Первая — мы не до конца понимаем, какой переговорный процесс идет между сторонами. Тем очень много — Турция активизировалась в тех сферах, которые Россия считает своими зонами влияния. Это не только Южный Кавказ и Азербайджан, но и Сирия, и Ливия, и другие регионы, где у Москвы есть свои интересы. Эти переговоры носят достаточно сложный и многослойный характер.
Вторая причина — внутрироссийская. Да, людям хочется отдохнуть летом, а российские курорты дорогостоящие и по соотношению цена-качество во многом не дотягивают до турецких. Поэтому для рядового россиянина открытие Турции — важный вопрос. Но нужно понимать, что в Кремле смотрят на ситуацию через совершенно иную призму, чем население. Поэтому степень напряжения и недовольства людей из-за закрытия Турции недооценивается властью, которая принимает окончательные решения. То, что очевидно для наблюдателя внутри страны, отнюдь не очевидно для них. С учетом этих двух особенностей прогнозировать решение Кремля по открытию Турции 1 июня или июля практически невозможно.