Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Регионы
16 июня 2021 08:11

Волго- Ахтубинская пойма: 300-летние дубы — под бульдозер

Почему автомагистраль важнее 15 тысяч деревьев

2645
На фото: поселок в районе природного парка "Волго-Ахтубинская пойма"
На фото: поселок в районе природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» (Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС)

В Волгоградской области жители вступились за лес. Третья очередь моста через Волгу проходит по территории Волго-Ахтубинской поймы, под топор в результате стройки дороги могут попасть 15 тысяч деревьев, самые ценные из них дубы, которым не одни десяток лет. Таким образом, бизнес-интересы столкнулись с необходимостью сохранять природу.

Для жителей Волгоградской области Волго-Ахтубинская пойма — это оазис посреди пустыни. Пойма — это островок леса, не чета, конечно, подмосковным лесам, но волгоградцы и тому рады. В пойме у многих расположены загородные дома и дачи, многие там живут круглый год, а некоторые ездят отдыхать на выходные. Лес для знойной Волгоградской области — большая ценность и возможность побыть посреди природы, а не среди стеклянно-бетонных построек областного центра, в котором почти нет парков и зелени.

Власти выбрали для строительства один их четырех вариантов строительства трассы. Вариант прохождения трассы вдоль существующей дороги отмели, так как он потребует сноса домов. Второй вариант, который потребовал бы возведения 2-километровой эстакады и отрезал бы доступ жителей к пляжам ерика Верблюд, так отвергли.

Читайте также
Хочешь большую пенсию? Отправляйся в космос или стань банкиром Хочешь большую пенсию? Отправляйся в космос или стань банкиром Кому на Руси в старости лучше всего жить

Не устроил и вариант прохождения трассы по правому берегу ерика Верблюд, также со строительством эстакады, и с рубкой тополевого леса. Выбрали проект, который по мнению властей, наносит минимальный ущерб экосистеме, не затрагивает жилые зоны и зоны отдыха, а также не требует масштабного сноса деревьев. Видимо, 15 тысяч деревьев это не масштаб.

Активисты настаивают — под снос попадут реликтовые, чуть ли не 300-летние дубы, власти привлекают своих экспертов, которые придерживаются мнения, что говорить о реликтовости дубов в пойме не приходится. Чтобы заглушить доводы защитников деревьев, власти пообещали 10-летний уход за вновь высаженными в пойме саженцами. «Уже к 30-му году территория поймы получит полноценные лесные участки, пойма будет жить», — обещают они. Всего планируется посадить 200 тысяч деревьев и кустарников.

Строительство трассы в Волго-Ахтубинской пойме обсуждается на местном экосовете при областной думе. Против выступают экологи и жители, часть из которых проживает в районе планируемого строительства трассы, их позицию поддерживает Гринпис.

Противники вырубки деревьев обвиняют власти, что решения принимаются без их участия. Обсуждения на экосовете, как правило, проходили с привлечением проживающих в Среднеахтубинском районе жителей, однако, противников рубки деревьев среди них нет было. Когда противников предложенного администрацией проекта все же пригласили на экосовет, дело закончилось скандалом и взаимными обвинениями.

Выступающих против рубки деревьев не так много, однако, их голос дошел до Общественной палаты России, где по спорному вопросу прошло уже несколько заседаний. Речь идет не просто о вопросе комфорта проживания, а о сохранении природного объекта, входящего в сеть особо охраняемых природных территорий России, считает председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина.

«Обе стороны хотят развития своей родной Волгоградской области, — отметила она. — И те, и другие ратуют за сохранение Волго-Ахтубинской поймы. Все хотят безопасности для людей. И обе стороны звучат убедительно. Но диалога нет. Много взаимных обвинений и манипуляций. Конфликт разрастается. Мне по-прежнему это напоминает сценарий Куштау». При этом Елена Шаройкина не сомневается, что «нам удастся прийти к консенсусу в этом резонансном деле».

Противостояние за пойму и впрямь напоминает Куштау — оно острое, вышедшее на федеральный уровень, разве, что открытых сторонников протеста меньше, чем в Башкортостане.

Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям ОМННО «Совет Гринпис» Михаил Крейндлин рассказал, что природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» — первый региональный российский парк, включенный в список биосферных резерватов ЮНЕСКО, до этого туда включались только федеральные заповедники.

«Это программа глобального экологического мониторинга в мире. Ученые могут наблюдать за тем, как протекают естественные природные процессы и делать соответствующие выводы. Если антропогенное воздействие изменится, а это неизбежно при строительстве такой дороги, то пойма будет исключена из списка резерватов ЮНЕСКО», — отметил Крейндлин.

Росприроднадзор разделяет позицию комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России. В ведомстве отмечают — проектная документация «Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через Волгу в городе Волгограде.

Третий пусковой комплекс" первого и второго этапов строительства, являющаяся объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, в Росприроднадзор не поступала. Есть лишь утвержденное приказом облкомприроды положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.

Читайте также
Налоговики «возьмут за жабры» всех граждан с пластиковыми картами Налоговики «возьмут за жабры» всех граждан с пластиковыми картами С 1 июля ФНС получит повод «шерстить» любые счета россиян для выявления неучтенных доходов

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура внесла представление в адрес облкомприроды и направила предостережение в адрес подрядчика о недопустимости нарушения закона в плане вырубки дубов.

В Общественной палате выслушали уже и активистов, и власти, но к консенсусу их привести не удалось. Между тем, власти за одну неделю провели сразу две пресс-конференции на спорную тему, в ходе которых рассказали о высокой аварийности на дороге, соединяющий Краснослободск и Среднюю Ахтубу, о том, что выбранная трассировка — единственно верное решение, а высаженные в пойме саженцы будут лелеять 10 лет.

Противники вырубки деревьев при этом подчеркивают — они против дороги никогда не выступали, единственное, что их заботит — несколько тысяч вырубленных деревьев. Вызывают сомнения и планы 10 лет ухаживать за саженцами. На фоне тотальной уродливой обрезки деревьев на волгоградских улицах, с которой пытаются бороться местные жители, в такие обещания верится с трудом.

Председатель Волгоградского отделения РГО, кандидат географических наук Сергей Моников среди тех, кто не скрывает своего отношения к проекту.

«Свое отношение к проекту я кругом высказываю — не суйте нос куда не следует, природа сама разберется, — сказал он. — Она столько лет работала и старалась для нас. Вся Волго-Ахтубинская пойма это так называемая Новокаспийская трансгрессия, в Заволжье самыми большими заливами были Хвалынское море и Новокаспийская трансгрессия. Последние 10−12 тысяч лет формировалась Волго- Ахтубинская пойма, река Ахтуба берет начало от Волги, это рукав Волги.

Читайте также
Самолёт президента: ПУ это не Путин, а «пункт управления» Самолёт президента: ПУ это не Путин, а «пункт управления» В Женеву со своим «ядерным чемоданчиком»

Вокруг полупустынная зона, а там такой оазис. Этот оазис хотят просто уничтожить. Есть другой проект, но его никто не обсуждает. Обойти все можно, но, судя, по всему, вопрос уже в другое уперся".

Моников рассказал, что в мае в Волгоградскую область приезжал вице-президент РГО Александр Чибилев, он выезжал на место планируемой вырубки деревьев.

«Он в ужас пришел от того, что будет, — рассказал он. — Дубы уже помечены как лакомые кусочки. Пока только одна ассоциация как у Высоцкого «Порубили все дубы на гробы». Я назвал все это экологическим ковидом. У нас и так дышать нечем. Если уничтожат дубы, они не восстановятся. Все эти посадки как мертвому припарка.

В городе все гибнет, никто не ухаживает, а кто там в пойме ухаживать будет? Все саженцы не вырастут, и что там будет — проплешины? Все это складывалось 10−12 тысяч лет, одним дубам не смену приходили другие. 10 лет они будут ухаживать за саженцами? Да после них здесь если не потоп будет, то пустыня.

Из-за плотины и того, что с ней творят, пойма высыхает, остепненные участки местами становятся полупустынными. Никто не против дороги, но надо все делать с умом. Не трогайте эти дубы, дорогу можно сделать и без ущерба".

Доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии ВГСПУ, кандидат географических наук Татьяна Буруль также против строительства дороги в анированном месте.

Читайте также
На Украине ждут появления новых народных республик На Украине ждут появления новых народных республик Сможет ли Россия через упрощение паспортизации создать «пятую колонну» для раскола незалежной?

«Во-первых, это природный объект, который охраняется государством, — сказала она. — Если мы сейчас начнем переписывать законы, потому что нам нужно, то тогда у нас государство не правовое. Ведь когда создавали этот природный парк, все прекрасно знали, что там ведется хозяйственная деятельность, есть дороги. Статус ООПТ предусматривает, что там нельзя строить, а теперь вдруг решили — давайте законы перепишем и будем строить.

Пойма очень зависит от многих факторов и, конечно, от деятельности человека. И раньше проблемы были — пойма гибнет, потому что мало затопляется. ГЭС мало сбрасывает воды. Дубы растут на более возвышенных местах. Когда дорогу будут строить, насыпят дамбу 6 метров и еще больше перекроют доступ воды в пойму. Те люди, которые сейчас кричат «Дайте нам дорогу, мы без дороги погибаем» через три года оттуда уедут, потому что у них высохнут колодцы, не будет воды.

Именно от нас начинается затопление и жизнь поймы. Наш природный парк имеет не такой высокий статус как астраханский заповедник. Заповедник — это самый высший статус ООПТ. И у них пойма погибнет. Может не быстро, но погибнет, потому что от нас вода не будет идти. И, конечно, то, что они пишут, что над дубами 10 лет будут с лейкой стоять, чтобы вырастить — это смешно".

По мнению Татьяны Буруль, нужно рассматривать другой вариант строительства дороги. «Мы просим „дайте нам другие варианты посмотреть“, так никто ничего не дает, — отмечает она. — Почему вдруг решили, что через пойму надо прокладывать эту дорогу? У нас что нет других мест? Не такая у нас широкая пойма, чтобы ее нельзя было обойти. Да даже в самой пойме можно найти места, где не растут дубы, не будет перекрытия водных протоков. Есть места! Это дорога, ее можно и в обход пустить. Кто-то, мне кажется, свои интересы проталкивает. Наверно, так проще, быстрее, и деньги выделены именно на этот проект».


Справка «СП»

Комплекс мостового перехода через Волгу — это четыре инфраструктурных сооружения. Два объекта уже запущены: в 2009 году открыт мост через Волгу, в народе он получил название «танцующий», в 2020 — мост через Ахтубу. Третий этап строительства — автомагистраль, которая свяжет эти два объекта, работы разделены на два этапа.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня