Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Религию капитализма внедрят в школы

Нужно ли преподавать детям финансовую грамотность?

1136
Религию капитализма внедрят в школы
Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Российские школьники с 2022 года будут изучать основы финансовой грамотности. Обучать детей на «ротшильдов» и «грефов» будут с 1 по 9 класс.

Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования, разработанных при участии Банка России, говорится на сайте регулятора.

«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы, — пояснил новшество первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. — Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы».

Читайте также
Рабский трудовой график: Работы много не бывает. Бывает мало зарплаты Рабский трудовой график: Работы много не бывает. Бывает мало зарплаты Наемному персоналу приходится вкалывать круглый день, а начальникам фонд оплаты труда только распределять

Детей научат составлять личный финансовый план, заполнять простые формы и документы, анализировать семейные доходы и расходы, противодействовать финансовым мошенникам, рассчитывать стоимость покупок и услуг, налогов, определять качество жизни человека.

Отдельного предмета «финансовая грамотность» не будет. Вместо этого материал распределят между математикой, «Окружающим миром», обществоведением и географией. В настоящее время в каждой пятой школе уже есть обязательные уроки финансовой грамотности.

Начиная с 2018 года, при участии Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина РФ разработано семь программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в школах. Кстати, именно эта структура разрабатывала пенсионную реформу.

По словам замминистра финансов Михаила Котюкова, перед ведомством стоит задача интегрировать элементы финансовой грамотности не только в школьную программу, а также средние специальные образовательные организации и вузы, но и в детские сады.

По данным НАФИ, 75% подростков хотят повысить финансовую грамотность. При этом почти половина (42%) считают, что уже умеют распоряжаться деньгами. Деньги в личном распоряжении имеют 82% подростков. В основном от семьи, но 33% имеют подработку.

Перед началом разработки программ повышения квалификации учителей — в 2017 году, Россия среди стран G20 по уровню финансовой грамотности занимала девятое место — была между Турцией и Бразилией, набрав 12,2 балла из 21-го возможного при среднем показателе в 12,7 балла.

Исполнительный директор Национального родительского комитета Юлия Матюнина отмечает, что очень важно качество преподавания:

— Обращаю внимание, насколько у нас востребованы консультанты, которые учат уже взрослых и состоявшихся людей планировать свои финансы: грамотно распределять бюджет, делать покупки, экономить, проводить выгодные сделки, планировать инвестиции. Если адекватный уровень таких знаний дети получат еще в школе, то новое поколение сможет более грамотно обращаться со своими финансами, что не может не сказаться на экономическом состоянии страны в целом.

Другой вопрос, кто и как это будет преподавать. Одно дело, если это будут грамотные специалисты, которые смогут хорошо, даже на уровне школы, объяснить (старшеклассники сейчас — это уже состоявшиеся личности, которые в наших реалиях порой сами зарабатывают деньги), а другое, если это будет учитель, который и сам не очень понимает важность такого планирования. Многое зависит от того, насколько курс будет проработан методологически.

«СП»: — Обучение предполагается с 1 по 9 класс. Как вам эта возрастная «вилка»?

— Нередко в семьях детей уже с малого возраста начинают обеспечивать карманными деньгами и учить планированию, чтобы дети понимали ценность денег. В принципе, в форме игры это вполне допустимо. Первый класс — это не рано, девятый класс — не поздно. Просто эволюция этой программы должна соответствовать потребностям возраста. Я бы даже расширила эту программу и на 10−11 классы, усовершенствовав ее для более взрослых и состоявшихся детей.

Читайте также
Страна Забория: плетень в России больше, чем плетень Страна Забория: плетень в России больше, чем плетень За облупленную краску на штакетнике или самодельный забор власти Подмосковья начали штрафовать

Генеральный директор компании «Организация личных финансов» Алена Никитина однозначно приветствует инициативу:

— Если ребенок делает финансовый план, ставит четкие цели, то скорее всего он этих целей добьется. Даже если это не приближено к реальности, они хотя бы начнут двигаться в этом направлении. Пусть это будет маленький шажочек… У меня были клиенты, которые начинали строить финансовый план в 45 лет. Им, конечно, было тяжелее. А в раннем возрасте познавать проще.

Можно провести аналогию с фитнесом или пищевыми привычками. Если с самого раннего возраста они заложены, то и в 30 лет их выдерживать легко — это часть себя. Так и с финансами. Правильное понимание укореняется и со временем уже почти невозможно сделать ошибку, потому что уже знаешь, что это ошибка. Это становится нормой жизни.

Похоже, мы идем сейчас по западному пути. Там детей с самого раннего возраста приучают к кредитным картам. Для них жить в кредит — это норма. Скорее всего, и у нас это будет. Будут формировать кредитную историю с раннего возраста. Для того, чтобы получить ипотеку в 25−30 лет, надо, чтобы к этому моменту была хорошая кредитная история и обороты по счетам.

«СП»: — Некоторые называют это «кредитным рабством»…

— Даже если будут знакомить только с общими терминами, добиваться понимания того, что такое кредит, депозит, — это уже здорово. В этом нет и не может быть ничего плохого. Не будут же учителя говорить детям: тратьте больше, чем зарабатываете. Это абсурд. Когда ребенок вырастет, будет брать ипотеку или инвестировать, он будет более адекватно воспринимать объяснения финансовых консультантов. Речь идет о воспитании ответственности. Это нужно.

По мнению детского и подросткового психолога Елены Лосевой, азам финансовой грамотности можно учить с детства:

— Школьные программы у нас составляются с опорой на возраст, психологические особенности ребенка и уровень его знаний. Поэтому возрасту она будет соответствовать. Знакомить ребенка с деньгами рекомендуется с пяти лет, когда уже можно начинать беседы о том, откуда берутся деньги, как они достаются, как распределяются, как тратятся. Требовать от первоклассника рассчитывать налоговую ставку под ипотеку вряд ли кто-то будет, но первичные рыночные законы, информацию о том, что деньги не берутся из ниоткуда, давать можно. Например, ребенок должен понимать, что его разбитый телефон (для него всего лишь кусок пластика и стекла) — это целая неделя труда для родителей.

«СП»: — Не лучше ли оставить передачу финансовых знаний семье, где они привязаны к конкретной материальной реальности? Планировать инвестиции, когда в семье нет денег на еду, странно…

— Согласно образовательному стандарту, все задания подаются через призму личного опыта учащегося. Того, что совсем оторвано от реальности, в программе не будет. Оставлять это родителям сложно, потому что их нельзя ни к чему обязать и проконтролировать результаты. А школа подконтрольна. К тому же не всегда стоит задача получить конкретный результат. Порой достаточно заставить ребенка думать в определенном направлению. Чтобы в случае возникновения жизненных вопросов он знал, где искать ответы.

Читайте также
Лётчики, моряки и вахтовики могут заплатить бюджету за олигархов Лётчики, моряки и вахтовики могут заплатить бюджету за олигархов Правительство ищет любые способы пополнения казны, лишь бы не трогать сверхбогатых

В свою очередь директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер обращает внимание на идеологический аспект новации:

— В наше время человеку необходимо разбираться в банковской системе, потому что как только он пересекает порог любой кредитной организации, его могут рассматривать как потенциальную жертву — чтобы он взял кредит. И на этой спекуляции живет вся банковская система не только России, но и мира. В связи с этим возникает вопрос: действительно ли школьные уроки финансовой грамотности будут обучать подрастающее поколение умению отделить зерна от плевел: реально выгодное для человека, его жизни, быта предложение от финансовой спекуляции?

«СП»: — Есть сомнения?

— Любая инициатива появляется неспроста. Например, сейчас в школах есть довольно странный для светского государства предмет — «Основы религиоведения». Складывается впечатление, что позиция светскости там подменяется идеологией действующего государства. То же самое с финансовой грамотностью. Неизвестно, что можно ожидать от людей, которые занимаются тем, что называется спекуляцией. Будет ли это по-настоящему хорошо или на выходе мы получим послушную армию, верящую, что успехом жизни может быть карьерный рост?

По сути идет программирование. То, что должно помогать человеку в его повседневной деятельности — финансовые инструменты, становится самоцелью. Может статься, что финансовая грамотность в школах нужна для того, чтобы человек с детства приучался не столько зарабатывать, сколько уметь правильно вложить средства, успешно проспекулировать и получить свою прибыль. Своеобразная новая религия капитализма, которая накладывается на прививаемые у нас традиционные ценности. Неизвестно, насколько это полезно для наших будущих граждан.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня