Позор российской авиации — в небе над нами бразильские самолёты

Взлетят ли, наконец, лайнеры, сделанные не за океаном, а у нас?

12489
На фото: сборка самолетов Sukhoi Superjet-100 в сборочном цехе филиала ПАО "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина".
На фото: сборка самолетов Sukhoi Superjet-100 в сборочном цехе филиала ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина». (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

Проводятся одно за другим совещания при президенте РФ. Дошли до мысли, что, во-первых, надо разработать и утвердить программу государственного заказа на гражданские воздушные суда отечественного производства на период до 2030 года. А во-вторых — что надо начать выпускать всю линейку военных и гражданских самолётов и вертолётов. То есть сделать все необходимые типы самолетов для удобства полетов по стране. Как сказал премьер-министр Михаил Мишустин во время недавней поездки на Дальний Восток: «И договориться с производителями о том, чтобы все необходимое было обеспечено для заводов, которые производят соответствующие самолеты».

Отличные идеи. Не прошло, как говорится, и тридцати лет после развала Советского Союза, когда государственный заказ на изготовление машин осуществлялся централизованно.

О том, что авиация не может развиваться в угоду коммерческим интересам отдельных корпораций, говорилось давно. В частности, Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, которому не понаслышке знакомы проблемы авиации, особенно на Крайнем Севере, не раз высказывал мысль, что все проблемы в авиации идут от того, что нарушена система целеполагания.

«Раньше было Министерство гражданской авиации и оно совместно с Минобороны являлось заказчиком по производству авиационной техники для Минпрома, четко определяя, сколько и какого типа самолеты нужны. Сегодня эта система начисто разрушена. Например, стабильно выпускается «Сухой сперджет-100». Но нужен ли «Сухой суперджет» нашему народному хозяйству, людям, экономике? Нужен, да и не очень-то. Это самолёт второй или третьей очереди. У нас другие первоочередные задачи. У нас беда с небольшими самолетами — не на чем летать на региональных авиалиниях, заменить Ан-2, Ан-24 нечем, нет выпуска этих самолётов. Вот, что надо было первоначально делать! Очевидно, что именно Минтранс должен был выступать заказчиком производства авиатехники, но ведомство не выполняет эту функцию.

Читайте также
Чем страшен европейский «Метеор» для Су-57 Чем страшен европейский «Метеор» для Су-57 Почему КБ «Вымпел» не дали сделать лучшую в мире авиационную ракету

И понятно, что если дальше так будет продолжаться, то мы опять будем в тупике. Надо менять эту систему. Минтранс должен составлять консолидированный заказ на всю страну и на много лет вперед, учитывая потребности регионов, авиакомпаний, Минобороны, Минздрава, МЧС и всех, кто нуждается в авиационной технике. Надо, чтобы жизнь, практика задавала потребность, какую технику выпускать, а не отдельные конструкторы или заводы исходя из своих интересов", — считает Штыров.

И вот, как говорится, дожили до светлых дней.

Однако сбудутся ли планы?

Приведем цифры. В 2016 году аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов выступал перед сенаторами и сказал, что в рамках программы развития авиационной отрасли ежегодно выделяется достаточное количество средств. Однако по данным Счетной палаты, «из-за некачественного планирования значительная часть бюджетных ассигнований остаётся неиспользованной».

Как вы думаете, что-то изменилось с тех пор? По не так давно опубликованным данным Счетной палаты РФ, низкий уровень исполнения расходов в январе-декабре 2020 года среди прочих приходится на государственную программу «Развитие авиационной промышленности» — 86,6%. Примерно такая же ситуация наблюдалась и в 2019 году.

Читайте также
Разведка США над Балтикой ищет радиоактивный след «Севморпути» Разведка США над Балтикой ищет радиоактивный след «Севморпути» В «Росатоме» не исключают, что наш атомный лихтеровоз прошлой осенью возле Африки пытались погубить чьи-то диверсанты

А что в этой программе? Подпрограммы «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» и так далее. На все в 2020 году было предусмотрено 83 с копейками млрд. рублей.

То есть деньги выделяются, а их освоение хронически не идет.

Так как же тогда (до 2025 года!) будут выполнены заявленные в госпрограмме цели? Например, обеспечение потребности Российской Федерации в гражданских воздушных судах в значительной степени за счет отечественной продукции. И еще — сохранение статуса Российской Федерации как мировой авиационной державы.

О сохранении этого статуса речь не идет уже давно и абсолютно. Тут бы было на чем летать в принципе. А то не так давно мы с коллегами летели из Томска в Новосибирск на бразильском самолете. Ну, не позор ли?

Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Михаил Синельников-Оришак

Политолог и публицист

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня