Первый из трех-пяти новых городов РФ может появиться в районе границы Хакасии и Красноярского края. Такую сенсацию растиражировали российские СМИ со ссылкой на портал URA.RU.
По данным источника этого издания, проект стартует уже в следующем году и, скорей всего, будет реализовываться в одном из красивейших мест России — в Минусинской долине.
Если информация подтвердится (а ждать осталось немного), в нашей стране под эгидой Сергея Шойгу начнет реализовываться стратегия «Русского ковчега». Согласно ей, новые города, по идее авторов этой инициативы, должны стать местом, откуда появится новая Россия.
То, что сейчас происходит в нашей стране, да и во всем мире в целом, можно, действительно, сравнить со своеобразным «библейским потопом»: идет разложение моральных устоев общества, резко ухудшается климат, стремительно увеличивается безработица, появляются новые заразы вроде ковида, которые убивают миллионы людей.
Следовательно, государствам, в том числе и России, нужны защищенные от пандемий и привлекательные для экономики и людей центры роста.
Москва в силу перенаселения и растления избалованного (на фоне Замкадья) населения не тянет на одну из таких системных крепостей. Более того, столица сейчас напоминает Древний Рим накануне краха и становится местом расслоения граждан на «патрициев и плебеев». Есть даже свои современные рабы — гастарбайтеры, способные на «восстание Спартака».
С точки зрения национальной безопасности, появление новых городов в Сибири не только оправдано, но и необходимо. Гигантские территории за Уралом по факту обезлюжены. Кое у кого может появиться впечатление, что не так уж и нужны нам эти земли. Кремль видит эту очевидную опасность, обозначенную еще Сталиным.
«Проектом (строительства новых городов) два года занимались в правительстве РФ и в регионах, — пишет URA.RU со ссылкой на своего инсайдера. — Еще в 2019 году на Петербургском экономическом форуме Путин поручил правительству РФ и Российской академии наук проработать вопрос использования Минусинской долины».
Министр обороны Шойгу не так давно на встрече с сотрудниками Сибирского отделения РАН по сути объявил о новой программе: «Нам необходимо… построить три, а лучше пять крупных научно-промышленных, экономических центров, проще говоря — городов с населением 300−500 тысяч, лучше — до миллиона человек».
Возможно, Шойгу будет лично курировать этот проект стоимостью до 3 трлн. рублей.
Выбор места далеко не случаен. Город, построенный здесь, должен изменить отрицательное отношение к Зауралью, как к заброшенной земле. Речь идет о межгорных впадинах, называемых с легкой руки декабриста Кривцова сибирской Италией. Территория хорошо защищена хребтами от сильных ветров По числу солнечных дней Минусинская долина превосходит курортный Крым. Впрочем, зимой из-за эффекта выхолаживания впадин морозы доходят до минус пятидесяти, но не часто. А так не холоднее, чем в Москве.
Отметим также, что идея строительства с нуля новых городов сегодня довольно популярна в мире по причинам, перечисленным в стратегии «Русский ковчег». Так, за последние два десятилетия в беспрецедентных масштабах возникли новые отлично спланированные центры, большинство из которых появились в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Всего в настоящее время в процессе строительства находится более 150 новых мегаполисов.
Наиболее известным примером является саудовский Кейк (King Abdullah Economic City или KAEC, что расшифровывается как Экономический город короля Абдаллы). В королевстве реализуется еще и проект NEOM. Шейхи хотят построить аналог Кремниевой долины, вложив в него $500 млрд., и тем самым слезть с нефтяной иглы.
Однако если разобраться, в этих проектах видится минусов больше чем плюсов. История наглядно показывает, что огромное число построенных в разное время «городов с нуля» стали призраками.
Многие правительства надеются уйти от трудно разрешимых дисфункциональных мегаполисов, доставшихся им в наследство. У чиновников и архитекторов появляется иллюзия, точнее соблазн, что не нужно многократно переплачивать за замену старой инфраструктуры, ведь намного дешевле создать новую. Ну а люди, само собой, поедут в прекрасный «город-сад».
Однако обратная сторона медали не так уж и привлекательная. Во всех реализуемых современных проектах «города с нуля» существует резкий разрыв между официальной заявкой и реальностью. Картину маслом портят большие деньги. В частности, наиболее привлекательные участки под строительство, как правило, за копейки заранее куплены лицами, аффилированными с чиновничеством. А затем перепродаются государству и девелоперам по сумасшедшим ценам. Кроме того, бизнес сюда идет неохотно и требует страховок, а также софинансирования.
В целом на такие проекты тратится намного больше средств, чем заявляется в начале. Да, и люди не расхватывают квартиры в новых чудо-центрах как горячие пирожки. Так, Путраджая — «интеллектуальный город-сад Малайзии», сумел привлечь чуть более 90 тысяч жителей вместо 350 тысяч, заявленных в его аннотации.
Мало кто знает, что новая столица Бразилии — Бразилиа — с момента ее открытия в апреле 1960 года пустовала с обеда пятницы по утро понедельника, поскольку очень многие из тех, кто вынужден был переехать сюда, улетали на уик-энд в Рио-де-Жанейро, чтобы «окунуться» в нормальную жизнь.
И сегодня в 400-тысячной столице Бразилии пустуют квартиры, тогда как вокруг стихийно возникли города-спутники с нищим населением в 2 млн. человек из числа бывших строителей. Они так и не смогли заработать на свой «домик у моря» и остались там, где надеялись найти свое место под солнцем.
«Бразилиа — это одна из многих попыток, предпринимаемых монархами, императорами или республиканскими правительствами на протяжении тысячелетий, чтобы создать идеальный распланированный город, — отмечает эксперт по градостроительству Джонатан Глэнси. — По-настоящему великие города, которые процветали на протяжении веков и даже тысячелетий — Рим, Лондон, Шанхай — развивались в значительной степени органично».
«Слишком часто представляется наилучший сценарий потенциальной экономической выгоды, и проект торопится принимающими решения лицами, которые находятся на своем политическом максимуме», — поясняет аналитик Сара Мозер, профессор географии Университета Макгилла и автор Атласа новых городов. Иначе говоря, инициаторами выступают харизматические и яркие лидеры, которые уверены, что им все по плечу. Но у них зачастую нет продолжателей.
Казалось бы, когда стартуют такие проекты, берут самое лучшее. Например, Кейк, NEOM, Путраджая
Но Кейк так и не стал Нью-Йорком, а Путраджая — Сан-Франциско. Исключение составляет разве что Поднебесная, хотя и у нее есть провальные проекты.
Опыт КНР показывает, что с нуля успешны только города, куда в начале приходят экспортно ориентированные технологические (лучше всего высокотехнологичные) компании-гиганты, и лишь прицепом за ними идет индустрия недвижимости. Применительно к Минусинской долине это означает, что здесь нужно сначала построить передовые заводы со стабильным спросом, которые обрастут средним и малым бизнесом, после чего «нарисуются» филиалы крупных банков. А без этого не получится обеспечить массовый приезд людей и строительный бум.