Фракция КПРФ в Госдуме внесла законопроект о возвращении с 1 января 2022 года прежнего пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
По мнению авторов законопроекта, главный аргумент пенсионной реформы 2018 года (число пенсионеров по отношению к числу работающих в России растет и чтобы платить достойную пенсию, необходимо сократить число пенсионеров, подняв возраст выхода на пенсию) не выдерживает критики.
Вместо повышения пенсионного возраста необходимо было совершенствовать механизм финансового обеспечения страховой пенсионной системы. Например, путем пополнения ее за счет части налогов, говорится в пояснительной записке. Миллионы лишенных пенсий пожилых людей лишь усилят давление на рынок труда, лишат работы часть молодежи.
В настоящее время, пишут коммунисты, до 60 лет не доживают 30% мужчин, а до 65-ти — 43%. Если людей принудительно заставить работать, этот показатель увеличится. Ухудшение состояние здоровья вынужденных работать предпенсионеров увеличит нагрузку на Фонд социального страхования. Вырастет число инвалидов, а это новые расходы ПФР.
Действительно, по прошествии двух лет после реформы уровень пенсий в России вернулся к показателям кризисного 2008 года. Соотношение средней пенсии к средней зарплате на сегодняшний день оценивается в 28%. При том, что согласно стандартам МОТ, пенсия должна составлять 40% от заработка. Провал? Да. Людоедскую реформу правительства пора отменять.
Для снижения пенсионного возраста по расчетам коммунистов в 2022 году потребуется 604 млрд рублей. При том что только в ФНБ сейчас накоплено 13,76 трлн рублей (11,9% от ВВП при пороге расходования в 7% от ВВП). А ведь ФНБ создан как «часть устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу». Так и расходуйте его на пенсии.
— Пенсионная реформа в том виде, в котором она была проведена, — один из самых возмутительных законов, принятых после 1991 года, — считает член ЦКРК КПРФ, адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский. — По своему негативному воздействию и степени цинизма ее можно сравнить с гайдаровской приватизацией и монетизацией льгот в 2004 году. И то монетизация льгот была во многом отыграна назад.
Никакой необходимости повышения пенсионного возраста не было. Это своего рода объяснение народу того, в каком мире он живет. Людям дали понять, что они давно живут не при социализме и свои проблемы, которые им во многом создает государство, должны решать самостоятельно. Поскольку коммунисты всегда последовательно выступали против такой пенсионной реформы, неудивительно, что в Госдуму внесен законопроект о ее отмене.
Кстати, пенсионная реформа 2018 года не только неправильная и не нужна в России, но еще и идет против мирового тренда. В мире пенсионный возраст теперь снижается, людям идут навстречу, общая линия направлена на социализацию. По крайней мере в развитых странах. Это видно не только по законодательству, но и по искусству, по литературе, по культуре. Поэтому российскую пенсионную реформу я бы назвал либерально-архаичной.
«СП»: — Избиратели часто верят власти, когда она говорит, что денег нет. Как бы не отклонили законопроект под этим предлогом…
— В случае реализации программы КПРФ «Десять шагов к власти народа» можно увеличить бюджет вдвое. Вообще в такой богатой стране люди имеют полное право на заслуженный отдых и в более раннем возрасте… Но даже если наш законопроект сейчас не получится принять, мы лишний раз напомним, что проблема никуда не делась. Я все-таки призываю власти отменить реформу. Иначе рано или поздно они услышат голос истории.
Член ЦК КПРФ Сергей Нациевский напомнил, что высокая покупательская способность пожилых людей полезна для развития экономики:
— Итоги пенсионной реформы уже ясны. Она неэффективная. Экономия получилась очень небольшая. А за счет льгот, которые президент выделил некоторым категориям пенсионеров, эффект еще больше нивелировался — дополнительные затраты пошли.
Вообще попытка сэкономить на людях очень больно бьет по нашей экономике. Когда не растут пенсии, не повышают зарплаты, не растут доходы населения (а они не растут седьмой год подряд), тормозится покупательский спрос, что не дает экономике нормально развиваться.
«СП»: — То есть это вопрос не только социальный, гуманитарный, но и экономический? Поясните, пожалуйста…
— Пенсии платить не хотят, рабочую силу на стройки ради экономии хотят завозить из-за рубежа. Но расходы на зарплату по сравнению с прибылью компаний — мизер (так, в компании ПИК в 2020 году это 25 млрд, а чистая прибыль 86,5 млрд рублей). Могли бы платить больше и нанимать россиян.
Платили бы пенсии с 55−60 лет, нанимали своих, местных на хороших условиях, у людей появились бы деньги, они понесли бы их в магазины, вырос бы спрос, экономика ожила бы. Но власти не желают идти навстречу людям, идут на поводу у олигархата. Нужно принимать законы для русских людей.
«СП»: — Каковы перспективы пенсионного законопроекта КПРФ?
— Перспективы этого законопроекта будут, скорее всего, печальные. С трудом верится, что «Единая Россия» признает, что они приняли совершенно провальную пенсионную реформу. К тому же это утвердит главенство КПРФ в деле возращения людям пенсий.
«СП»: — Разве это не ударит по самим единороссам? Получится, что они выступят против интересов большинства россиян. Ведь вред от пенсионной реформы по прошествии двух лет стал всем очевиден…
— Не исключено, что этот законопроект даже не дойдет до пленарного заседания. Могут зарубить на профильном комитете. Уберут таким образом из повестки дня, забьют другими новостями, как они хорошо умеют это делать. Без отмашки сверху они никогда не проголосуют за наш закон.
«СП»: — Может, и будет отмашка. Кажется, Путин уже понял, что либералы из правительства обвели его вокруг пальца с пенсионной реформой…
— Если даже такое случится, в чем я сомневаюсь, это будет уже после выборов.
По мнению политолога Бориса Кагарлицкого, тема пенсий по-прежнему актуальна:
— КПРФ своим пенсионным законопроектом напоминает своим избирателям о позиции, которую партия занимала еще в 2018 году. Повышение пенсионного возраста люди не забыли и не простили. И три года спустя это остается болевой точкой. Причем метод, каким это было реализовано, выбран потенциально взрывоопасный. Власть решила несколько размазать реформу — повышение пенсионного возраста происходит не одномоментно, а постепенно. В результате этот болезненный процесс растянут. Вместо смягчения проблемы власть ее обострила.
Однако использование пенсионного фактора в агитационной работе не очень эффективно. Люди понимают, что никакие инициативы КПРФ власти продвинуть не дадут. Они не верят, что этот законопроект можно принять. Голосование за коммунистов может быть мотивировано чистым протестом против власти. Причем, эту ситуацию создала сама власть, которая любую конструктивную повестку сделала невозможной. Но это не означает, что у КПРФ плохие перспективы на выборах. Это крупнейшая оппозиционная партия, и она по факту притягивает голоса.