Молитва заменила светофор и всю ГИБДД

Высадив народ из рейсового автобуса, водитель совершил намаз, а потом извинился

4547
Молитва заменила светофор и всю ГИБДД
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Материал комментируют:

То, что у нас среди водителей автобусов много гастарбайтеров из Средней Азии обращали внимание многие. Едешь и кажется, что не по Хабаровску катишь, с Уссурийского бульвара до самой улицы Малиновского, а по славному и солнечному городу Душанбе. Например, по проспекту Абу Али ибн Сино, который раньше назывался проспектом Профсоюзов.

Недавно жители Хабаровска, ехавшие по своим делам, очень удивились, когда водитель Далер Каримов велел всем им выйти, а сам, остановившись у обочины, разослал в автобусе молитвенный коврик и принялся отбивать поклоны. Вскоре оказалось, что остановку для полуденной молитвы сделали еще несколько водителей. И это в час пик. О пока еще странном и непривычном для Хабаровска явлении сообщили несколько интернет изданий, в частности «МК-Хабаровск».

Много раз бывавший в Хабаровске журналист Сергей Понамарев считает, что раньше такое для дальневосточного города было нетипично:

— Есть распространенный миф о том, что на Дальнем Востоке вообще и в частности в Хабаровске много китайцев. Там, конечно, есть и китайцы, и корейцы, но их незначительное количество. Чуть больше переселенцев из мусульманских районов нашей страны, но это скорее светские люди: татары, дагестанцы, чеченцы, ингуши. На заработки сюда смысла нет ездить — в Хабаровске северный коэффициент значительно ниже чем, например, в Магадане. Это даже не приравненное к «северам» место — все как в обычном российском городе.

Раньше никакой крупной мусульманской диаспоры тут не было. Но постепенно появилось достаточно много гастарбайтеров из Средней Азии. Они работают на строительстве и в ЖКХ, выполняют, как и везде, неквалифицированные работы. Это узбеки, киргизы и таджики. Пока их немного и особого беспокойства у местных по поводу их нет.

Читайте также
Купюры оказались не в той упаковке: Путина и правительство пытаются обмануть Купюры оказались не в той упаковке: Путина и правительство пытаются обмануть На мусоре легко сделать десятки миллиардов

Естественно ходят разные слухи, но криминала — не больше чем вообще в полумаргинальной среде. Ведь приезжают, как правило, люди малообразованные, из дальних кишлаков, устраиваются строителями и дворниками.

Такого рода диаспоры образовались не только в Москве, но и в Новосибирске, и в Екатеринбурге. Хабаровск не исключение. Некоторые укореняются, получают гражданство, женятся или перевозят семью. Сначала один гастарбайтер, потом глядишь — с женой. Появились дети, приехали пожилые родители и другие родственники.

Типичная ситуация с дворником, который сначала сам убирал мусоропровод. Потом к нему приехали земляки и стали ему помогать. А там, глядишь, на него работает целая бригада, а он только ходит, командует. Потом они, сбросившись, покупают машину и отправляют одного из своей команды на заработки таксистом. Если дела идут хорошо, то машин у землячества становится больше. Ну, а если в их среде появился сильно верующий человек, то он распространяет свое влияние на земляков…

Приехавший из Таджикистана водитель после инцидента на камеру извинился перед пассажирами автобуса, которых высадил, чтобы помолиться: «Кое-что произошло в пятницу. С моей стороны произошла ошибка. Я извиняюсь перед жителями города Хабаровска». Он сказал, что никого не хотел обидеть. Видимо, кто-то из старших товарищей с ним поработал, разъяснил, когда и где молиться уместно, а когда нет. Принес водитель извинения руководству и сотрудникам компании, где работал, а также всему мусульманскому народу.

Однако в управлении транспорта и промышленности Хабаровска не прослезились в ответ на извинения, а уволили всех водителей, останавливавших автобусы для молитвы, а остальных предупредили о важности соблюдения расписание не только молитвы, но и маршрутов.

Востоковед, кандидат исторических наук Константин Марков уверен, что в мусульманстве многое зависит от обстоятельств:

— Если обстоятельства ставят под угрозу здоровье человека, его жизнь или жизнь других людей, то намаз делать нельзя. То же самое с постом: если человек выполняет важную миссию, имеющую общественное значение, пост, «саум» для него отменятся. Если мусульманин болеет, он единственный кормилец для своих родных — пост отменяется. Все четко и взвешенно: самое главное — жизнь близких, а если близкие единоверцы, то тем более.

Часто ислам приспосабливается к современному ритму жизни. Так произошло в Турции, в Египте — главном центре «улемов» — признанных и авторитетных знатоков и толкователей Корана. Когда в Египте еще была монархия, в первой половине ХХ века, он стал одной из самых вестернизированных арабских стран. Там приспосабливали размеренную, средневековую жизнь мусульман к современным вызовам. И в частности, многие обряды, которые ортодоксы считали непредрешимыми, смягчались. Делали упор на гуманитарную, социальную составляющую: главное — польза другим людям. У них подход очень гибкий.

Но ортодоксы из ваххабитской школы Саудовской Аравии держатся за старое очень жестко. Как говориться: буква — превыше всего. Вообще, все зависит от трактовки.

В исламе существуют четыре школы шариатского права «масхаба». Есть относительно умеренные традиции. Так живут новые поколения мусульман в Европе. Так живут российские мусульмане, башкиры, татары, другие тюркские народы. А есть очень ортодоксальные трактовки — по ним нельзя отступать ни от одной буквы Корана.

«СП»: — Судя по извинениям, принесенным водителем таджиком, местный мулла его не одобрил.

— Да, если только он не является членом какой-нибудь запрещенной группировки. Там бы его наоборот поставили как образец. В 90-е такие группировки пустили корни в республиках Северного Кавказа. После Хасавьюртовских соглашений они стали легальными.

С точки зрения «химбалы» во всем: внешнем виде, ритмах дня, питании — нельзя отступать от времен четырех праведных халифов. Доходит до абсурда, они долго воевали с фотографиями в прессе — проиграли эту «битву». Долго воевали с компьютерами — и ее проиграли.

«СП»: — Тогда и на автомобиле за рулем им вообще не стоит ездить?

— И это тоже было, но прогресс не остановишь. Все это произошло потому, что Саудовская Аравия, родина и ислама, и ваххабизма — долгое время находилось на задворках мировой политики и экономики. Интерес к ней появился во времена Первой мировой войны, когда англичане нашли в ней то слабое место, с помощью которого можно развалить империю Османов. А потом оказалось, что страна, объединенная Саудом ибн Азизом — обладает большими запасами дешевой, качественной нефти. Постепенно у саудовской элиты стали размываться древние основы химбализма. Хотя глубинное население Саудовской Аравии живет в тех же условиях, что и тысячу лет назад.

Читайте также
Рыбка нерка и золото показали, в чем Россия уступает Америке Рыбка нерка и золото показали, в чем Россия уступает Америке События на Аляске продемонстрировали — олигархат опасен для любого государства

Сейчас так хотят жить талибы* в Афганистане. А через них эти идеи приходят в Таджикистан. Далее, в головах с родившихся в девяностых или в начале нулевых годов мигрантов, эти идеи приезжают в Россию. Эти молодые люди — не имеют той культурной «закваски», которая роднит нас с жителями постсоветских республик. Они не знают русского языка, имеют слабое представление о западной культуре.

«СП»: — Неужели Талибан добрался до России?

— Он «окормляет» Таджикистан. Оплотом такого ортодоксального консерватизма уже являются определенные районы этой страны. Вот, например, киргизы этому влиянию поддаются слабо, в силу своей кочевой культуры и отдаленность от исламских центров. А таджики — оседлый народ. Неспроста в Таджикистане в 90-н годы шла гражданская война ортодоксов, поддержанных талибами, против светского режима президента Рахмона.

Безработная молодежь едет в Россию, поскольку между странами облегченный визовый режим. Помогает знание десятка русских слов. В Иран они не едут, хотя там точно такой же облегченный визовый режим. У нас легче найти работу, и в России свободный образ жизни. Чем больше их приедет, тем раскрепощеннее они будут себя вести. И у местных жителей растет нетерпимость по отношению к приезжим. Агрессия может выплескиваться наружу.

Перед нами стоит проблема профилактики и серьезной идеологической работы. Приезжие не чувствительны к нашим религиозным авторитетам. На Кавказе другая ситуация, там религиозные авторитеты сильны. А для таджиков важны только свои учителя. Они к нашему российскому исламу относятся, как к чему-то греховному.


*"Движение Талибан" по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003 г. признано террористической организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня