Нобелевский комитет объявил редактора «Новой газеты» лауреатом премии мира за «усилия по защите свободы слова, которая является необходимым условием демократии и прочного мира». Несколькими днями раньше Дмитрий Муратов опубликовал в своём издании пламенную колонку в защиту главреда радио «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, который не щадя сил пробивал жульническое электронное голосование. Читателям разъяснялось, что вбрасывать 300 тысяч голосов, может, и нехорошо, но ведь к власти рвались сталинисты!
А ещё раньше появилось пространное интервью о неких генералах, которые могут прийти к власти после смещения Владимира Путина и оказаться куда неприятнее для интеллигенции, чем действующий президент…
Подобная позиция руководителя одного из ведущих оппозиционных изданий чрезвычайно выгода Кремлю. Путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков, несомненно, был искренен, когда тепло поздравил тёзку с получением премии. Он уверен: сколько бы Муратов ни обличал власти, в нужный момент на него можно положиться. Как и на Венедиктова, который десять лет назад под надзором замглавы президентской администрации Алексея Громова помогал увести в тупик Болотной площади противников тогдашнего жульничества на выборах. Как и на партию «Яблоко», в которой состоит счастливый лауреат. Эти типа оппозиционеры 16 лет имели в правительстве своего представителя в лице председателя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева (сейчас помощник премьера Михаила Мишустина).
Лояльные либералы — важнейший механизм правящего режима. Они и слить протест помогут, и демонстрируют перед зарубежными странами наличие в России свободы слова, и чрезвычайно полезны в разборках между башнями Кремля. Именно «Новая газета» разоблачила мутные финансовые комбинации премьер-министра Михаила Касьянова, изрядно подорвав его позиции. Ну а в битве за Котласский ЦБК между хорошим знакомым президента Валерием Коганом и бывшим партнёром экс-премьера Дмитрия Медведева Захаром Смушкиным газетчики поучаствовали на обеих сторонах.
Не удивительно, что власть регулярно поддерживает «Новую газету». Когда на рубеже 2014−2015 гг. её финансовые позиции пошатнулись, на неё демонстративно подписалась президентская администрация. Тем самым рекламодатели и спонсоры получили сигнал: сотрудничество с изданием Кремль не считает признаком нелояльности. «Новую газету» начал финансировать миллиардер Сергей Адоньев. Бизнесмен известный не только как создатель мобильного оператора компании «Yota», но и как партнёр одного из старейших соратников Путина — ветерана КГБ и генерального директора государственного оборонного концерна «Ростех» Сергея Чемезова, который тоже регулярно поздравляет «Новую газету» и считает «здравую оппозицию» полезной для режима. Не случайно именно Адоньев оплачивал президентскую кампанию Ксении Собчак, которая пошла на выборы в качестве карманной оппозиционерки вскоре после встречи с бывшим подчинённым и другом своего отца — Владимиром Путиным.
Сам Муратов, признавая получение денег от Адоньева, категорически отрицает финансирование газеты Чемезовым, но в его искренность не слишком верится. Отказ «Новой газеты» печатать подготовленное её же авторами расследование о семейной недвижимости главы «Ростеха» говорит сам за себя. Как и появление на её страницах явно рекламного материала о деятельности концерна.
Прикармливая либералов, в Кремле помнят роль, которую их духовные предшественники сыграли в крахе СССР, но полагают удержать процесс под контролем. В том числе и потому, что прикормленные нередко делают всё, чтобы показать: они ничем не лучше нынешних хозяев страны, а нередко и хуже. Тот же Муратов выглядит лицемером даже на фоне идейно близких политиков.
Перед референдумом о независимости Приднестровья редактор косовского радио и бывший министр региона Девайа Куртеш заявил, что жители республики имеют такое же право на суверенитет, как и албанцы Косово. Грузинский президент Михаил Саакашвили вопреки позиции старших партнёров из Вашингтона и Брюсселя Косово не признал, поскольку не признавал независимости Абхазии и Южной Осетии от Грузии. Куртеш и Саакашвили, как бы к ним не относиться, последовательны. Совсем иное дело — редактор «Новой газеты».
Посетив Чечню в конце 1994 года, Муратов без колебаний встал на сторону её президента Джохара Дудаева, провозгласившего отделение республики от России. Его боевики, которые реально первыми вторглись на территорию России, захватив и очистив от русского населения райцентр Серноводск и станицу Ассиновская, выглядели у него невинными жертвами агрессии. Одни заголовки чего стоили!
Что «Москва стремится любой ценой сорвать переговоры», «Чеченцев абсолютно сознательно доводили информационной войной до последней черты» и прямо таки оговорка по Фрейду: «Я пишу и прислушиваюсь: не идёт ли уже назад Красная Армия?».
Если вы не забыли сказки Аркадия Гайдара, то именно в ней отважный защитник Родины Мальчиш-Кибальчиш прислушивался: не идёт ли Красная армия? Заняв обратную позицию, Муратов стал похож на его врага — Мальчиша-Плохиша, который продался иностранным буржуинам за бочку варенья и корзину печенья. Точнее за гранты и премии, которыми газету и её сотрудников осыпали и Фонд Сороса, и правительство Нидерландов, и много кто ещё, вплоть до Нобелевского комитета сейчас.
Не удивительно, что в 2014 году гражданин редактор не боролся за свободу Донбасса, как ранее Чечни, и не прислушивался: не идёт ли назад украинская армия. Нет, он обвинял исключительно Россию, а жителей Донбасса призывал убираться со своей земли. Точно с той же, трижды повторённой цитатой из Гайдара.
«Очень много обманутых нашей российской, увы, оголтелой пропагандой людей уверены, что если они сейчас поднимут флаг своего города или российский флаг, или флаг самопровозглашенной республики, то непременно на помощь придёт Красная армия… Эти люди ушами лежат на рельсах и слушают, не идёт ли бронепоезд Красной армии… И слушают, не идут ли копыта и не идет ли уже Красная армия… То, что касается людей, которые живут на Юго-Востоке Украины… У нас в стране больше 17 миллионов квадратных километров, страна стоит пустая, не заселенная… И тех людей, которые хотят присоединиться к России, Россия вполне может в себя впитать… Присоединяйте людей, но не присоединяйте территории».
Почему чеченцы имеют право отделиться с территорией, а донбассцы должны бросать дома, где жили их предки? Потому что так считают западные буржуины, которые всегда правы, а Россия — зло и должна быть разрушена. Чтобы её добить, хороши все средства. Можно выдавать евреев, отправляемых гитлеровцами в концлагерь, за крымских татар, высылаемых в Узбекистан за сотрудничество с этими самыми гитлеровцами. Публиковать душераздирающий репортаж, о том, как рабочие судоремонтного завода из-за бездушия начальства получают дозы радиации в реакторном отсеке авианосца «Адмирал Кузнецов», а узнав, что на корабле нет реактора, путаться в собственных версиях. И вообще штамповать любые фальшивки — лишь бы против ненавистной страны, хоть советской, хоть нынешней.
Поскольку ликвидации столь крупного государства — дело долгое, её нынешние хозяева справедливо считают, что на их век хватит. Если же после ухода Путина и начнётся смута, то власть лучше передать проверенным оппозиционерам, которые сохранят за семьями бывших правителей нажитое непосильным трудом добро.
Отмоет ли Нобелевская премия репутацию Муратова? Если да, то у него есть шансы поучаствовать в транзите власти наряду с другом Адоньевым, с которого американская юстиция как раз сейчас сняла судимость за мошенничество. Если же Россия избежит великих потрясений, Муратов всё равно не в накладе.