Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Бизнес в России
28 октября 2021 13:46

Приехали: Вторая беда России повышает ставки

Проезд по платным направлениям скоро станет доступным лишь ближнему кремлевскому кругу

5644
Приехали: Вторая беда России повышает ставки
Фото: Валерий Морев/ТАСС

Дальнобойщикам скоро вновь придется раскошеливаться. Как, собственно, и всем остальным, кому требуется — по работе или личным делам — ездить по платным дорогам. А их у нас за последние годы появилось немало. Особенно в центре страны. Целая сеть скоростных магистралей, мостов, путепроводов. Что, конечно, хорошо. Правда, с оговоркой: если бы не тарифы, зачастую «грабительские». Минтранс, впрочем, таковыми их не считает. В ЕС, мол, они на 35,5% выше.

Скоро, похоже, сравняются с тамошними.

В минувший понедельник стало известно о предложении Минтранса установить на российских платных дорогах европейские тарифы. «Чтобы финансировать строительство новых и обслуживать долги «Автодора». Предыдущие были установлены в 2016 году, и, по мнению чиновников, «уже явно недостаточны».

Нынешний, 2021-го года «необходимый уровень максимального размера платы составляет 5 руб. за 1 км», — говорят авторы проекта постановления. — Эти цифры относятся к платным дорогам, созданным в результате реконструкции. Для платных дорог, созданных в результате нового строительства, предлагается установить максимальную плату в размере 8 руб. за 1 км. За проезд по искусственным сооружениям (мосты, путепроводы) — до 29 руб. за километр" (сейчас она 21 руб. — авт.).

Читайте также
Прощай, квартира: Правительство начинает реформу, которая удвоит стоимость жилья Прощай, квартира: Правительство начинает реформу, которая удвоит стоимость жилья Через девять лет 60 млн. россиян переселят в мегаполисы и ликвидируют пригороды

Это цены для легковушек. Для фур, автобусов и грузовиков свой максимальный тариф, круче. На дорогах — до 16,25 руб. за километр (ныне — 9,5 руб./км). На мостах и путепроводах — до 91,5 руб./километр (пока еще — 66,5 руб.).

Но, что интересно, тарифы 2016-го на месте ни года не стояли. Регулярно индексировались. И кроме этого, постоянно повышались. Только в нынешнем году стоимость автомобильных грузоперевозок выросла, по экспертным данным, примерно на 20%. В среднем цена перевозки на 1 км по ключевым маршрутам при грузоподъемности 20 тонн достигла для тентовых грузовиков 40 руб., для изотермических фургонов — 50 руб., для рефрижераторов — 55 руб. Это всё без НДС.

По данным компании «Индекс ATI. SU», который аккумулирует данные по крупнотоннажным перевозкам по ста самым популярным направлениям, перевозки из Москвы в Петербург прибавили 26,8%.; из Москвы в Кострому, Ярославль, Липецк — плюс 45%. Маршрут Москва — Краснодарский край добавил в среднем 46%. А Новосибирск — Тюмень аж +52,8%. При том, что число перевозок, резко сократившихся было в первый год пандемии, к середине текущего года, «догнало» уровень 2019-го. То есть, дорожные операторы в накладе точно не остались.

Заодно с Минтрансом выступает Российский союз промышленников и предпринимателей. Точнее, его глава, видный единорос Александр Шохин. Он предложил рассмотреть вопрос о введении платы за проезд фур по дорогам не только платным, но и регионального значения. Очень переживает за глав регионов, денно и нощно, по его словам, озабоченных тем, что фуры уходят с платных дорог на альтернативные, тем самым «убивая» их. Так и заявил на днях на заседании президиума Госсовета по стратегии развития транспортной отрасли.

Добавив, что «в этой связи предложение о введении платы по региональным дорогам, безусловно, имеет право на существование. В случае принятия решения о данном сборе, властям необходимо обеспечить качество дорог и довести их до нормативного состояния».

За счет чего и кого, интересно, будут обеспечивать — с помощью высоких тарифов? Транспортного налога? Самих перевозчиков?

Вспоминается моя поездка двухгодичной давности в городок Печоры Псковской области. Близ него проходит одна из четырех действующих в том регионе платных дорог (общая их протяженность 226 км). Эта тянется от Старого Изборска до границы с Эстонией (29,8 км). Не едешь, а мучаешься из-за многочисленных неровностей, выбоин. Сервис отсутствует. Полос всего две. Освещения скорее нет, чем есть, так как имеющееся включается местами и не всегда. Зато тариф «сказочный» — порядка 300 руб. Это если едешь на отечественной легковушке. Если на иномарке ещё плюс энная сумма. Как будто это иномарки «доканчивают» дорогу, а не дорога их. Водителям большегрузов приходится выкладывать до тысячи руб.

Данная трасса не построена. Она была лишь немного подремонтирована. Когда именно уже никто не помнит. В областной администрации тоже, так как состав её не раз менялся за минувшие годы. Подлатали, поставили вагончики со шлагбаумом и объявили платной. Местные называют её «михайловской», в честь губернатора Псковской области М. Ведерникова, который пошел чуть дальше предшественников, заменив местами асфальт и нанеся, опять же местами, разметку…

Читайте также

Не обойдет рост тарифов, конечно, и «Платон». Эта электронная система взимания платы за передвижение по федеральным трассам грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн вне зависимости от их экологического класса, вызвала шесть лет назад резкое неприятие у дальнобойщиков. Дело дошло до многотысячных митингов, как владельцев, так и водителей большегрузов. Продолжались протесты больше года. Основными их причинами стали тогда завышенные тарифы и полное игнорирование Кремлем мнения специалистов.

Как сейчас — оправдал себя «Платон»? Повысилось качество российских дорог, как обещала, с его введением, федеральная власть?

Стала набирать номера мобильных телефонов знакомых питерских дальнобойщиков. Кто-то не отвечает. Кто-то сбрасывает звонок. Как Михаил Щипачев, общительный, каким он мне запомнился, мужчина немногим за 50. Его водительский стаж превышает 35 лет. С 2005 года он был индивидуальным предпринимателем. Бизнес шел у него «по нарастающей».

Он долго не реагировал на мои настойчивые к нему дозвоны. Наконец, сдался.

— Так говорить-то не о чем, потому и не отзывался, — сказал Михаил. — Я ушел из этого бизнеса. Не работа, а одна нервотрепка была в последние годы. Да и не выгодно стало. Себе в убыток. А у меня семья, дети. За все это «спасибо» «Платону». То есть, тем, кто его придумал и «пробил».

«СП»: — Сейчас ваша работа как-то связана с перевозками?

— Слава богу, никак не связана. «Наигрался» в машинки. И в частный бизнес тоже. Хватит.

Поговорить более предметно удалось с коллегой Щипачева, активистом протестных акций 2015/16 годов Александром Расторгуевым.

«СП»: — Александр Викторович, с введением в действие системы «Платон» федеральные трассы в России стали лучше?

—  Нет, конечно. Это вряд ли вообще предполагалось.

«СП»: — Но как же, ведь нам говорили…

 — Нам много чего говорят. Послушаешь, так живем уже лучше всех в мире, в полном достатке, в процветающем государстве, а наше правительство — мудрейшее из мудрейших… Увы, дорог в стране по-прежнему по пальцам можно перечесть. В основном, как и было, одни направления. Что в центральной части РФ, что за Уралом, в Сибири. В Сибири они, конечно, просто уникальные. По ним не то, что на грузовом транспорте, даже на велосипеде ездить опасно. Особенно в распутицу. Разве что кое-где их иногда латают. «Ямочным» способом. И то главным образом после какой-нибудь очередной громкой аварии… Да что Сибирь! Я вот ездил недавно на своей легковушке из Петербурга в Москву.

Читайте также
Минфин недооценил живучесть пенсионеров Минфин недооценил живучесть пенсионеров Михаил Делягин: к президентским выборам Россия подойдет с триллиоными долгами и армией полиции

«СП»: — По новенькой платной трассе М-11 «Нева», открытой в ноябре 2019-го года? С сервисом европейского уровня через каждые три-пять км пути?

 — Ха-ха! Оценил ваш юмор. Сервиса никакого нет. И сама трасса все ещё достраивается. В районе Твери, например, приходится съезжать на бесплатную и ехать почти 60 км, чтобы вернуться на М-11. Но это для тех, кто не считается ни со временем, ни с деньгами. Денег на весь маршрут уходит до 3 тысяч рублей. При условии, что ни разу не превысил скорость. А это практически невозможно. Трасса, нам говорят, скоростная. Но допустимая скорость на ней почти как в городе. Получается дорого и долго, с учетом двухполостности (для такой-то оживленной и востребованной дороги!), а также съезда у Твери. Впрочем, многие, и я в их числе, предпочитают съезжать раньше, у Вышнего Волочка. Уходим на региональную дорогу, качеством похуже, с пробками, но зато не в убыток себе.

«СП»: — Почему, на ваш взгляд, «Платон» не оправдал себя?

 — Он на это и не был рассчитан. К данной затее, как было понятно с самого начала, причастны фирмы, принадлежащие ближнему кругу президента страны. Их владельцы в какой-то момент видимо решили, что дальнобойщики слишком богаты, надо их немножко «постричь», а там, глядишь, и сами обанкротятся. Вот и раскрутили кампанию с доплатой «за дороги». Себе карманы набили, а о дорогах забыли. Потому и задумали сейчас повышать тарифы за платный проезд. А вы думали, они о водителях заботятся? О новых качественных, европейского уровня трассах?

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня