Елена Хахалева «прославилась» еще три года назад красивым прозвищем «золотая судья», под которым она запомнилась в народе. А еще Елену Владимировну можно было бы назвать «божья роса». Ведь прошло целых три года, прежде чем Следственный комитет России задумался, что надо бы проверить — отчего на свадьбе дочери Хахалевой напели и наплясали на два миллиона долларов Николай Басков, Вера Брежнева, Валерий Меладзе, Сосо Павлиашвили?
Хотя, на самом деле личная жизнь, досуг служительницы Фемиды мало кого волнует. Следователи обнаружили другое — подделку документов, а именно табеля о присутствии на работе. Елена Владимировна, по их утверждению, незаконно получила более миллиона рублей, отсутствуя на рабочем месте 127 рабочих дней, сообщает РБК.
Не успел глава СК Александр Бастрыкин добиться у Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) разрешения возбудить против экс-судьи уголовное дело по признакам мошенничества, как Елена Хахалева вылетела в Ереван.
Предприниматель, не понаслышке знакомый с работой судебной системы сообщил из Лондона:
— Возможно, Елена Хахалева обманывала сотрудников, заполнявших табеля учета рабочего времени, а позднее сама расписывалась в них. Учитывая такого рода подозрения, Высшая квалификационная коллегия судей согласилась на возбуждение уголовного дела против экс-судьи Хахалевой.
Если все так и было, то речь идет мошенничестве в особо крупном размере — часть 4 статьи 159 УК РФ; до десяти лет лишения свободы, и служебном подлоге — часть 2 статьи 292 УК РФ, предусматривающая до четырех лет лишения свободы. Дело довольно серьезное — все происходило в рабочее время. Это вам не праздник с почетными гостями. Тогда три года назад муж Елены Владимировны бизнесмен Роберт Хахалев утверждал, что полностью взял на себя расходы по организации свадьбы, у жены денег не занимал. По его словам, потратил не два миллиона долларов, а не более пяти миллионов рублей.
К тому же в средствах массовой информации разошлась информация о том, что судья Хахалева до того, как стать судьей, купила себе «корочку». Не обучалась ни в каком Тбилисском университете и не получала там диплом. Диплом у нее — родом из Чечено-Ингушской ССР. Но в девяностые годы все архивы там пропали. Или почти все, в оставшихся — никаких данных о студентке Хахалевой не сохранилось.
После свадебного скандала она была понижена в статусе и затем покинула должность председателя коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда. Еще в те времена Хахалеву сначала сняли с должности председателя коллегии, а в 2019 году сменившийся председатель Краснодарского краевого суда — вовсе отстранил ее от ведения судебных процессов.
Своим отъездом за границу Елена Хахалева формально ничего не нарушила, считает адвокат Дмитрий Аграновский:
— Знаете, как в американских фильмах: целая толпа полицейских машин гонится за кем-то, устроившим очередной грандиозный разгром и в динамиках их раций раздается: «Преследуем подозреваемого!» Они же не говорят «убийцу», «террориста» или еще что-то в этом духе. «Подозреваемый пытается скрыться». Когда поймают, разъяснят его права, в том числе и «право хранить молчанье».
«СП»: — О Елене Владимировне говорят разное. Но ведь есть же у нас и замечательные судьи, пользующиеся заслуженным уважением в судейской корпорации?
— У нас замечательные судьи, замечательные следователи. И, как я понимаю, замечательные политики. Когда с ними беседуешь приватно, что называется «за жизнь», то не нарадуешься. Но почему-то система им диктует одно и то же. И мы живем, как жили.
У нас все ненавидят Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Но дело их живет и побеждает. В любой системе есть честные люди. Просто сегодняшняя наша жизнь говорит нам в лицо: если вы честные, добросовестные, порядочные или не дай бог добрые, то вы в конкурентной борьбе проиграете. Это все сейчас «лузерские» качества. Все, чем человечество гордится, все высокоморальное, за что мы, по утверждению религии, должны попасть в рай, в рыночной экономике — вредные качества. Они обуславливают проигрыш в конкурентной борьбе. При капитализме сложно говорить, что честно, что не честно, что хорошо, что плохо…
Скорее всего, Елена Владимировна в России не нужна. Она ведь может, по простоте своей, поделится имеющейся у нее информацией. Что-то может всплыть в процессе дознания. Так что возможную экстрадицию Хахалевой из-за границы может усложнить это ее судейское прошлое.
А решение ВККС разрешить возбудить уголовное дело в отношении экс-судьи говорит о том, что… соблюдена необходимая процедура. На самом же деле судьи — в том числе бывшие — остаются неприкосновенны. Коллегия не отвечает на вопрос о виновности или невиновности. Это должен решить суд — если он вообще состоится.
По нашему законодательству, судьи, в том числе и бывшие, являются спецсубъектами. Недаром уголовное дело против них возбуждается только с согласия ВККС. Пока никаких мер пресечения не избиралось, так что, улетев из страны, Елена Владимировна ничего не нарушила. Судьи обладают гарантиями неприкосновенности не только на территории России, но и во многих других странах. Они ведь исполняют серьезную работу. А если «в семье не без урода», то и этого урода приходится беречь.
Бывшая судья из гостеприимной Армении, скорее всего, отправится в третью страну, в тот же Евросоюз. Если последует запрос о ее выдаче, то сначала придется найти, а потом еще заполучить. Как будут работать эти процедуры — сказать сложно. Бывший генерал и бывший депутат Олег Калугин спокойно живет в Америке. Иностранным властям выдать человека все сложнее: а вдруг он тоже «борец с режимом», старательно разлагавший его изнутри.