Экстренная переброска десантных миротворческих подразделений ОДКБ в Казахстан, по сути, спасла Нур-Султан от государственного переворота. Так называемый «бунт толпы», возмущённой повышением цен на газ, был тщательно спланированной и подготовленной акцией, в которой были и организаторы, и обученные боевики. Полыхнуло по всей стране, не только в Алма-Ате, но и в других городах. Армия и правоохранительные органы просто растерялись, а где-то и сложили оружие.
Могло показаться, что ещё день-два и официальная власть в Казахстане будет свергнута. И тут президент Касым-Жомарт Токаев принимает одно из грамотных решений в сложившейся ситуации — зовёт на помощь миротворцев ОДКБ.
Возможно, что такой ход ему «подсказал» российский президент Владимир Путин — буквально через два часа после принятия решения об оказания помощи Казахстану силами Коллективных миротворческих сил (его подписал Никол Пашинян, как председательствующий в ОДКБ в 2022 году глава страны-участницы Договора) самолёты ВТА России с десантниками на борту уже взяли курс на Нур-Султан и Алма-Ату. Очень оперативно, будто заранее ждали подобного приказа.
Общий состав миротворцев в Казахстане оценивается разным количеством — официально называлась цифра в 2,5 тысячи человек, потом она увеличилась до 3,6 тысячи военнослужащих, фигурировала численность миротворческого контингента в 19 тысяч человек, не нашедшая официального подтверждения. Основу сил ОДКБ составляют российские десантники, которые взяли под охрану и оборону порядка 15 гражданских и военных объектов, держат под контролем аэропорты, участвуют в совместных с казахскими коллегами «зачистках» городских кварталов в Алма-Аты и других городах страны.
Дело даже не в численности российских миротворцев (в Афганистане стотысячный контингент советских войск называли «ограниченным»), а в той поддержке, которую они обеспечили армии Казахстана. Именно с прибытием российских десантников казахские военные обрели уверенность и теперь мощно противостоят сепаратистам разного националистического толка, что позволило стабилизировать ситуацию в стране. Можно с большой долей вероятности констатировать, что «цветная революция» в Казахстане не состоялась.
Если отмотать назад «киноленту истории» до 19 января 2014 года, когда «мирный протест» на майдане Незалежности в Киеве окончательно перестал быть мирным, а ультраправые попытались штурмовать правительственный квартал, могла ли в тот момент Москва отреагировать аналогичным образом? Янукович, тогда ещё действующий президент Украины, мог бы попросить помощи у России, хотя Украина не входила в состав ОДКБ, но пусть и формально числилась в СНГ. Украинская армия на тот момент ещё не считала Россию «страной-агрессором» и была готова поддержать своего президента, не говоря уже о сражавшегося (избиваемого) «Беркута».
Янукович, который уже «навострил лыжи» в Россию не попросил или Путин не решился нарваться на противодействие Запада и нацелился лишь на Крым? Скорее всего, и то, и другое. Может, до «казахского сценария» на тот момент ни одна из сторон ещё не созрела. Разберемся с политологом Александром Зимовским.
— Многие комментаторы/аналитики/политологи не избежали соблазна припомнить «доктрину Брежнева» в связи с молниеносной операцией Путина и ОДКБ в Казахстане, — рассказывает «СП» Александр Зимовский. — Поиск аналогий дело хорошее, но любая аналогия хромает.
Про «доктрину Брежнева» надо читать не в «википедиях», а в материалах партсъездов и документах Политбюро ЦК КПСС, относящихся к тому конкретному периоду времени и к соответствующей международной расстановке сил. Тогда станет понятно, что «доктрина Брежнева» это не военный и не дипломатический конструкт, а конструкт целиком и полностью идеологический. Социализм образца 1968 года с молодым (62 года) генсеком дорогим Леонидом Ильичом опирался на всесильное учение, уверенно шагал по планете и при любой попытке остановить железную поступь прогресса готов был дать по зубам. И давал, кстати.
Напротив, в действиях ОДКБ в Казахстане мы никакой идеологии не видим вообще, а видим защиту сфер влияния одной группы буржуазных государств от другой такой же группы буржуазных стран. То есть речь идет о борьбе за контроль над ресурсами, иначе называемой голым прагматизмом. И тогда сразу становится понятно, почему в 2014 году Путин совершенно индифферентно отнесся к «Русской весне» на Украине, и к сопутствующему проекту «Новороссия».
Напомню, что в Киеве тогда государственный переворот стал свершившимся фактом, и силы, захватившие власть на Украине сразу получили ярлык на управление страной от Запада. Ожидать от свергнутого Януковича юридически оформленного призыва к России помочь военной силой не приходилось. Тогда международное право оказалось выше морального долга Москвы перед русскими на Украине. Как говорится, без бумажки — «чвкашка», а с бумажкой — международный миротворец.
Сегодня мы видели, что, несмотря на смелую и дерзкую по своему замыслу попытку вооруженного государственного переворота в Казахстане, тамошний вождь Токаев смог удерживать власть достаточно времени, чтобы принять военно-полицейские и внешнеполитические решения, легитимность которых никто не смог оспорить. Как и Эрдоган в 2016 году. Во многом этому способствовало полное самоустранение западных структур в Казахстане от попытки вмешаться в события.
Поясню. Обычно западные дипломаты, от послов до ничтожных посольских клерков, норовят в России и прочих странах ОДКБ/СНГ и третьего мира вообще влезть без мыла в любую «протестную» акцию, хоть бы и в одиночные пикеты. Никогда без их личного присутствия не обходится.
Не то в Казахстане. Я специально прошерстил сайты западных посольств в Казахстане. Начиная со 2 января нового года, полная тишина. Американцы, которые служат в таких случаях безошибочным индикатором, просто исчезли с публичного поля. А их посольство вообще запретило своим сотрудникам не то, что на улицах появляться и присовокупляться к толпе казахов, требующих демократических перемен, а даже к окнам подходить. Как говорится, такого и старожилы не помнят.
Действительно, как вмешаешься, если внешний долг Казахстана 94 процента ВВП и главные кредиторы там англичане с голландцами. И половину нефтегазовой и горнодобывающей отраслей страны держат западные компании. Им что, казахский дефолт и/или чёрный передел, он же дербан, активов нужен? Поэтому немножко глаза-шмаза закрывать будэм на демократию, якши? Ну, и упустили кое-что. Бывает…
Не будем упрекать американцев и прочих западников в плохом знании казахских реалий. Мы и сами про Казахстан мало, что знаем. Иначе не писали бы всего месяц тому назад авторитетные русские журналы, что «Казахстану удалось избежать внутренних конфликтов, выстроить крепкие государственные институты и обеспечить экономическую стабильность, и это открывает стране уверенное будущее». Вам не смешно сейчас читать вот это всё? Мне смешно.
В общем, так или иначе, и разведка, и эстрадные аналитики крупно облажались. А вот Токаев не облажался, сигнал дипломатический принял, «въехал» что санкций от Запада не будет, и начал метелить супостатов всем, что на тот момент под руку попалось. Да попутно вызвал подкрепление от Путина, шестеренки ОДКБ скрипнули, повернулись, и «Вперед, крылатая пехота!»
Применительно к украинскому кейсу образца 2014 года сегодня картина следующая. Для Путина, как крупнейшего нынешнего представителя ленинградской/санкт-петербургской правоведческой школы, юридическое обоснование значит очень многое. Напомню, что для Крыма он провел совершенно корректное юридически решение Совфеда «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины» от 1 марта 2014 года.
Для входа в Казахстан никаких таких благоглупостей не нужно. В основополагающих документах ОДКБ все механизмы прописаны. При наличии правовых оснований и запроса от легитимной власти Казахстана у Путина были развязаны не только руки, а вообще всё. Кстати, формально решение принял Пашинян.
И, что называется, last but not least — последнее, но не менее. Мы сейчас наблюдаем крупнейшую за всю российскую современную историю операцию проекции силы. Переброску большого количества войск в кратчайшие сроки на расстояние в 3000 километров. При этом воздушная группировка из более семидесяти самолетов Ил-76 и пяти Ан-124 действует круглосуточно. И теперь, de facto, участок «Нового Евразийского Континентального моста» от Джунгарских ворот и до Тересполя держит Путин.
Такая свежая и эффектная демонстрация возможностей России по контролю над военно-политическим ландшафтом бывшего СССР может сослужить добрую службу на предстоящих в Женеве переговорах по возвращению НАТО в стойло образца 1997 года.