Компактное проживание мигрантов в России создает угрозу появления этнических анклавов с криминальным оттенком, заявил зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. По его словам, подобные анклавы представляют собой «маленькое государство в государстве», живущее по собственным правилам.
Медведев отметил, что в случае отсутствия соответствующего внимания со стороны правоохранительных органов данные образования становятся «рассадником экстремистских и террористических настроений», источником роста преступности. Он отметил, что «для вспышки раздражения хватает буквально ничтожного повода».
По словам экс-президента, «это мировая проблема, у нас она также присутствует в полном объеме».
«С этим связаны и экономические, правовые, финансовые и весьма сложные социокультурные проблемы. Надо, вне всякого сомнения, на этой теме сконцентрироваться, поскольку она вызывает и напряжение в обществе и резонанс», — заявил Медведев в ходе совещания по вопросам адаптации и интеграции мигрантов в обществ.
Он полагает, что подписанный 10 февраля президентом Путиным указ о создании межведомственной комиссии Совбеза по вопросам миграции даст дополнительные инструменты для регулирования госполитики в данной области. Как уже сообщалось, главой данной комиссии назначен сам Медведев, ее состав будет определен в ближайшее время.
По мнению политолога Константина Калачева, высказывания заместителя председателя Совбеза выражают обеспокоенность руководством страны проблемами, вызванными мигрантами, их обособленностью от общества.
— Медведев как второе лицо в Совбезе дал понять, что миграционный вопрос имеет не только экономическую составляющую, но и связан с безопасностью государства, обеспечением национального единства и целостности нашего социума. Фактически он призвал учесть настроения граждан, для которых экономический аспект имеет далеко не главное значение.
С одной стороны, власть твердит о нехватке рабочих рук и необходимости трудовой миграции, но россияне-то воспринимают приезжих как угрозу своим рабочим местам и недовольны их желанием работать за низкую оплату труда.
Конечно, недовольство может быть скрытым, но от этого не перестает быть угрозой стабильности. Вопрос перемещается в социально-политическую плоскость. Особенно, если учесть, что завоз мигрантов и их деятельность порой становится источником коррупции для чиновников, получающих откаты. Справедливости ради, следует заметить, что и для части наших сограждан массовый приезд мигрантов выгоден, поскольку дает возможность сдавать квартиры и получать доход.
«СП»: — Медведев в своем выступлении обозначил опасность компактного проживания мигрантов. В чем она заключается?
— В создании не слишком благоприятного культурного фона со стороны мигрантов. Конечно, мы с уважением относимся к исламу, поскольку в России проживает огромное количество последователей этой религии, но мы не можем быть уверены, что в создаваемых в некоторых регионах страны «мусульманских гетто» проживают исключительно сторонники мирного ислама.
Именно такие образования и вызывают вопросы у граждан и теперь, как видим, высшей власти страны. Ведь приезжие порой начинают навязывать здесь окружающим свои традиции. Одно дело, когда агрессивные группы мигрантов обкладывают неформальной данью своих соотечественников и совсем другое — когда стремятся брать мзду с окрестных предпринимателей и предприятий.
Получается, мы критикуем ту же Европу за то, что она гнется под натиском приезжающих мусульман, но, указывая на соринку в чужом глазу не замечаем бревно у себя. Хотя у нас те же проблемы. И если пустить все на самотек, то в один прекрасный момент гости сочтут, что хозяева им мешают, как это случается в европейских государствах.
«СП»: — Получается, руководство страны не против мигрантов, но против их сплоченности, в своем роде.
— Эта категория живущих в нашей стране удобна для власти по многим причинам — им можно обещать получение гражданства и тем самым манипулировать. После предоставления гражданства эта публика представляет собой управляемый электорат в ходе избирательных кампаний, чему способствует как раз их сплоченность. По сути, высшее руководство оказалось между Сциллой и Харибдой — оно рискует столкнуться с радикальными действиями объединенных мигрантов, так и на уровне противодействия им со стороны коренных жителей.
«СП»: — Силами существующих структур возникающие сложности в этой сфере решить не получается и пришлось создавать новую комиссию?
— Вывод проблемы на новый уровень говорит о признании Кремлем ухудшения ситуации. Дело в том, что сам характер сформировавшейся социально-экономической и политической системы является источником этих сложностей, в том числе и вызванных наличием большого числа мигрантов. Но признания этого факта пока нет.
Как полагает политолог Георгий Федоров, очередная попытка обратить внимание на проблему мигрантов и их анклавов сделана Медведевым ради достижения своих политических интересов.
— Он понимает, что тема благодатная и будоражащая общественность, поэтому сделал такой ход. Можно вспомнить, какой резонанс в свое время вызвало заявление вице-премьера Хуснуллина, что России нужно больше мигрантов. На потоках мигрантов завязаны муниципальные власти, крупные застройщики. Что касается зачатков мигрантских анклавов, то можно вспомнить Дальний Восток, другие регионы страны.
«СП»: — В чем состоит опасность зачатков таких анклавов?
— В том, что они представляют собой альтернативу государственным структурам, а это уже несет угрозу национальной безопасности. Тема больная и Медведев, как потенциальный преемник нынешнего главы государства, решил ее использовать в период так называемого «транзита власти», когда счел необходимым.
«СП»: — Если проблему подняли до уровня Совета безопасности, получается, структуры, занимающиеся вопросами криминала и экстремизма среди приезжих, не справляются?
— Власть не едина в своих подходах, и заявление Хуснуллина тому свидетельство. Некоторые группировки понимают, что вопрос назрел и даже перезрел, требуется что-то сделать. К тому же в нынешних же условиях требуется более скоординированная позиция.
«СП»: — Возможны ли какие-то реальные действия власти в отношении этнических анклавов?
— Возможны, но точечные, разовые. Они могут быть произведены с целью произвести благоприятное впечатление на общественность, понравиться ей перед выборами. Но для того, чтобы реально взяться за проблему — нужна политическая воля. Тем более для ее системного решения следует понимать, что за вопросом миграции стоит еще целый ряд больных тем. Заниматься этим комплексом задач власть не может и не хочет, потому что слишком связана с использованием труда мигрантов в экономической сфере и не станет рушить свой базис.