Вице-губернатор Камчатского края 42-летний Сергей Миронов оказался в числе призванных в ряды Вооруженных сил в рамках объявленной частичной мобилизации, пишет местное издание «Кам 24».
Сообщается, что он уже получил повестку и начал подготовку к военным сборам для отправки в зону специальной военной операции. По данным издания, Миронов «с гордостью воспринял возможность выполнить долг перед Отечеством, поскольку считает себя патриотом России».
Ранее заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин заявил о намерении уйти на фронт. По его признанию, он неоднократно подавал заявление на мобилизацию.
До этого спикер Госдумы парламента Вячеслав Володин предложил обсудить мобилизацию депутатов и сотрудников аппарата нижней палаты парламента, имеющих специальные навыки. Кроме того, он распорядился изучить, кто в Госдуме может быть «востребован» в период частичной мобилизации.
Володин отметил, что лично знает парламентариев, которые хотели бы отправиться на Украину.
Вот интересно, реально все это или пиар?
— Первым делом, когда мы говорим о детях руководителей на войне, конечно, вспоминаются великие люди минувшего, XX века, — говорит редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— Вот в связи с обменом Виктора Медведчука и наших военных на наци-командиров «Азова"* и иностранных наемников, многие обратились к тени товарища Сталина и его сына Якова: «Я солдат на фельдмаршалов не меняю». А был ещё товарищ Мао и его героический сын Мао Аньин, он же Сережа, который, живя в СССР и будучи воспитанником Ивановского детского дома, требовал отправить его бить нацистов и добился таки своего — воевал на 2-ом Белорусском фронте. А потом ушел добровольцем драться с американцами в Корею и погиб там. Великий Кормчий долго курил, молчал, а потом сказал: «Это война, не стоит делать трагедии из того, что погиб мой сын».
В сегодняшнюю эпоху российская элита и её дети конечно не «орден меченосцев», каковыми были большевики или китайские коммунисты 1930−40-х. Сегодня большинству из них, кажется, несколько некомфортно. Только одни, как Лиза Пескова или Андрей Якунин в открытую выражали свое недовольство, а другие затаились.
И глядя на новости о том, что кто-то из власти ушел на спецоперацию, нужно всё проверять.
А вот что реально важно — так это роль патриотического гражданского общества, сформировавшегося на наших глазах. Тут не только бойцы, но и военкоры, и гуманитарщики, помогающие фронту (как командир группы по борьбе с БПЛА Игорь Мангушев, один из организаторов одесского подполья Владимир Грубник, новосибирский депутат Ростислав Антонов и многие другие). Подобные люди имеют собственное мнение, часто спорят с решениями начальства, типа упомянутого обмена «азовцев» на Медведчука или поспешного оставления Харьковщины. Вот за этим самым патриотическим гражданским обществом, стоит надеяться, и будет победа как на поле боя, так и в идейно-политическом смысле тоже. На чиновников же и их детей ориентироваться не стоит, хотя тут могут быть исключения.
По мнению политконсультанта, кандидата философских наук. Александра Сегала, мобилизовать чиновников и депутатов вряд ли получится.
— Во-первых, согласно выступлению министра обороны, депутаты Федерального собрания как имеющие бронь мобилизации не подлежат наряду со студентами, многодетными, работниками ОПК
Другой вопрос — мобилизация по собственной инициативе. Это можно было бы сделать хотя бы из соображений пиара (агитации). Кстати, региональных органов государственной власти бронь, судя по всему, не коснулась. Так что вручение мобпредписания вице-губернатору Камчатки, вполне в рамках объявленных мер. Не могу сказать, насколько это пиар. Зная наших политтехнологов не понаслышке, не исключу и такого. Посмотрим.
Вот если бы на Донбасс собрался Сергей Михайлович Миронов, который в Госдуме, я бы даже больше поверил: он десантник, и хотя уже давно вышел из возраста военнообязанных, опыт имеет, инструктором был бы хорошим. Как служивого я его уважаю, хоть взгляды у нас по некоторым вопросам существенно различаются.
Что касается вопроса, кого можно мобилизовать, а кого нельзя, то тут нужно внимательно читать указ и слушать выступление Шойгу. «Газета.ру» сделала неплохую выжимку. Как видно, довольно узкие категории запасников призываются по мобилизации: те, кто служил, кто имеет определенные военно-учетные специальности, и кто имеет боевой опыт.
А что до мобилизации чиновников и депутатов, то это был бы крутой пиар-ход, но это вряд ли произойдет. Хотя, надо сказать, несколько человек в Госдуме заявили о желании отправиться на передовую. Но тут вероятность пиара не меньшая, чем с вице-губернатором. Надо же понимать, что пиар — это способ существования политиков.
«СП»: — А как насчет детей чиновников?
— В принципе, реакция на мобилизацию вполне естественна: мало кому хочется оставлять привычную жизнь и домашнее тепло — и ехать туда, где реально могут покалечить или убить. И чем теплее и сытнее жизнь, тем меньше хочется.
Но, честно сказать, им мобилизация как раз грозит меньше всего, и даже не потому, что родители «отмажут». Их нежданно «отмазали» задолго до нынешних событий: большинство этих юношей просто не служила в армии, не имеет ВУСы и не воевало, а стало быть, не подпадает под мобилизацию. Пока. Хотя, конечно, было бы правильно, «по-пиаровски», — призвать пару-тройку представителей «элиты». Ведь необязательно гнать их на передовую, но хотя бы в обоз. Это значительно повысило бы доверие к власти.
«СП»: — Можно ли предположить, что столицы мобилизацию массово проигнорируют, и служить в основном поедут простые парни из Сибири, Урала, Поволжья и Дальнего Востока? Можно ли как-то исправить эту диспропорцию?
— Да, в Москве и Питере жизнь сытнее и комфортнее, отсюда и относительно меньше желающих. Но и народу здесь больше. И не все живут сытно и весело. Впрочем, по первым данным, процесс пока идет, и надо посмотреть хотя бы предварительные итоги. Ну а если диспропорция между столицами и регионами возникнет, то ее надо будет исправлять даже из чисто пропагандистских соображений.
Потому что на сегодня люди особенно остро чувствуют пропасть между богатыми и бедными, в обществе обостренный запрос на социальную справедливость. И если его игнорировать, то у большинства возникнет вопрос: «А за кого и за что сражаться?». Так что элитам стоит сильно подумать.
Можно, конечно, попытаться поделиться крошками с барского стола, списать долги, отложить выплату налогов, заморозить ипотеку… Но на мой взгляд, самое важное сегодня — это честный разговор с обществом, честное обоснование решений и правда о событиях. Важно исполнять то, что обещали, не обещать того, что невозможно исполнить и честно исполнять мотивы и причины, если что-то не удается сделать. Сейчас общество особенно остро чувствует неправду и несправедливость. Надо менять тональность общения с людьми, менять непрофессионалов из пропаганды и информационных служб на профессионалов и просто умных людей.
— Частичная мобилизация на то и частичная, чтобы мобилизовать часть общества, — уверен директор института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— И ясно какую часть.
«СП»: — Вообще-то отправка на фронт чиновников была бы крутым ходом, призванным сплотить общество. Пойдут ли на такое? Хотя бы по собственному желанию, ведь таковое уже многие изъявляли…
— Думаю, как только наши вновь начнут наступать, в Москве образуется очередь из желающих «примазаться» к победе наших военных.
«СП»: — А как насчет детей чиновников? Опять же для сплочения общества и поднятия авторитета властей. Можно ж не бросать на передовую, для виду хотя бы…
— С чего вы взяли, что нынешний правящий класс в РФ интересуют такие темы, как сплочение общества? Им нужно, чтобы им вернули ту жизнь, что была до санкций. И желательно, чтобы вернули ее руками простых работяг. Поэтому о собственных детях речь вообще не идет.
«СП»: — Чем еще, по-вашему, можно замотивировать простых граждан? Вон некий военком говорит о зарплате 250 тыс. Это реально? Может, все долги им снять или еще что?
— Какие-то подачки власть наверняка придумает. Но пока она жлобится — надеется, что можно принудить мобилизованных воевать административным ресурсом. Пока власть даже на похороны погибшим на Донбассе воинам деньги не очень-то выделяет. Да она просто удавится, если ей скажут по 250 тысяч платить призывникам.
*Украинский батальон «Азов» признан террористической организацией решением Верховного суда РФ