В условиях жесткого противостояния России и коллективного Запада любое публичное высказывание становится оружием. На критически важном поле битвы за умы некоторые наши известные соотечественники открыто перешли на сторону врага и всеми силами пытаются подорвать веру россиян в нашу страну.
Не последнюю роль в этом играют и, казалось бы, далекие от политики популярные автоблогеры. Причем их подрывная деятельность оплачивается, и весьма щедро, непосредственно из карманов честных российских тружеников и искренних патриотов.
Можно назвать немало авторов каналов на Youtube, которые длительное время ведут прозападную и откровенно русофобскую пропаганду. Кто-то из них давно осуществляет свою деятельность из-за рубежа, а многие уехали за границу после начала специальной военной операции на Украине.
Простейший анализ их нынешних выступлений показывает, что работа подавляющего большинства этих так называемых «независимых» журналистов, публицистов, писателей и экспертов хорошо координируется. Они поднимают одни и те же темы и в одинаковом ключе, пусть и каждый в своем стиле. Их труд и работа больших профессиональных команд сценаристов, операторов, монтажеров, звукорежиссеров и сисадминов стоит немалых денег, которые физически невозможно собрать добровольными пожертвованиями.
Однако вред для страны от таких персонажей весьма ограничен. По большому счету, им верят только их сторонники, кто читал либеральную прессу, ходил на протестные митинги и при этом считает вполне допустимым занятие политикой на средства западных фондов.
Не дремлет и российское государство, которое постоянно обновляет список иностранных агентов: общественных организаций и НКО, СМИ, физических лиц. Деятельность иноагентов на территории РФ и возможности получения финансирования от российских граждан и организаций серьезно ограничены.
Куда большее влияние на общественные процессы имеют те «звезды» Youtube и других соцсетей, что делают развлекательный контент. Весомую долю в его создании играют автоблогеры, рассказывающие о дорогих машинах, дальних поездках, быте и нравах в разных городах и странах. Они не доказывают истинность политической программы, не грузят зрителей глубокомысленными рассуждениями, а сразу воздействуют на подсознание, всем своим видом призывая копировать их образ жизни. Аудитория у них как правило более обширная и молодая, чем у политических деятелей.
Логично, что высокую популярность авторов «легких» видео и постов хотят использовать разные силы. В том числе и элиты Запада, которые отлично научились работать с soft power («мягкой силой»), то есть добиваться политических результатов путем определенного эмоционального настроя людей и формирования симпатии к западному образу жизни.
И вполне вероятно, что сегодня зарубежные центры активно работают с рядом российских автоблогеров. Такое ощущение складывается, если посмотреть некоторые их последние выпуски.
— Важно помнить, что вся автомобильная журналистика пришла в Россию с Запада. Заметная доля публикаций посвящена тест-драйвам новых моделей. Обычно автопроизводители приглашают на презентации большое число журналистов и блогеров, полностью оплачивают им перелеты за границу, проживание в шикарных отелях, даже дорогие коньяки за ужином.
И у многих автоблогеров складывается ощущение, что вот это и есть вершина цивилизации и начинают сами активно пропагандировать такой образ жизни. После введения санкций и ухода с российского рынка многих иностранных компаний реклама со стороны блогеров, имеющих преимущественно аудиторию внутри РФ, просто стала не нужна.
Но отказаться от прежнего стиля сложно. Поэтому автоблогеры продолжают рассказывать о дорогих иномарках и роскошной жизни, а рекламщики по-прежнему снимают телевизионную рекламу в стиле «почувствуй аромат Франции в каждом глотке кофе».
Государство мало обращает внимания на неполитический контент, но в нынешних условиях он может нанести большой вред. И создают его люди. Кто на самом деле не дает Киеву пойти на переговоры с Москвой, которые ментально чувствуют свое родство с Западом, — говорит независимый эксперт по автомобильным СМИ Кирилл Цивинюк.
Проиллюстрируем сказанное специалистом некоторыми примерами.
Один из наиболее ярких автоблогеров — Эрик Давидович Китуашвили, или просто Давидыч. На его Yotube-канале почти 4,4 миллиона подписчиков. В конце 2000-х он получил известность как участник гонок «золотой молодежи» по ночной Москве, которые представляли серьезную угрозу для других автомобилистов и тем более пешеходов. Позже он завел блог и пытался рассказывать о коррупции среди сотрудников госавтоинспекции.
В 2018 году Дорогомиловский районный суд Москвы приговорил блогера к 4 годам и 8 месяцам лишения свободы за мошенничество с автостраховками.
Давидыч инсценировал похищение иномарок и незаконно получил компенсации от страховых компаний. Позже Мосгорсуд подтвердил вину Китуашвили, но освободил от наказания в связи с истечением срока давности. Но до этого ему из-за своих проделок всё же пришлось провести в СИЗО более двух лет.
После выхода из тюрьмы Давидыч неожиданно почувствовал себя этаким «борцом за свободы». Он дал большие интервью журналисту Алексею Пивоварову и блогеру Юрию Дудю, признанным ныне СМИ, выполняющими функции иностранных агентов. Еще Давидыч ругал российские власти и поздравлял украинцев с избранием президентом Владимира Зеленского.
После начала СВО на Украине Давидыч почувствовал перемены и даже заявил о своей патриотической позиции. Но какие настроения должны вызывать его нынешние ролики на Youtube? Скажем, о том, как хорошо кататься на спорткаре почти за $400 тысяч по дорогам Дубая, или на американском джипе по Москве за 9 млн. рублей.
Еще более явно проталкивает в общественное сознание подобные нарративы своим 6,7 миллионам подписчиков недавно уехавший жить в США автоблогер Дима Гордей. В последних выпусках он буквально захлебывается от восторга, как хорошо в Штатах.
На мотоциклах можно гонять даже без документов, полицейские очень вежливые, простые американцы добрые и отзывчивые, блогеры там легко зарабатывают миллионы долларов, удачливые делают состояние в казино. И вообще, даже самые старые и дешевые машины надежные, дорогие автомобили на дорогах США смотрятся намного лучше, чем где-либо, а вечернее небо в Америке — это лучшее, что есть на свете.
— У автоблогера Гордея всё технично в видео. Приезжайте в Америку! Это же очень просто. Самый дешевый отель, самая дешевая тачка, и ты — красавчик! Правда, на двух пацанов одна кровать, но ведь это так весело. В общем, всё в скрытых смыслах. Но надо же что-то делать с продвижением Гордея в США за наш счет, — комментирует последние творения автоблогера в своей авторской передаче «Пчелы против меда» журналист Андрей Николаев.
И безусловно, очень весело проводить время с другими российскими блогерами, тоже уехавшими в США. Например, с Амираном Сардановым (5,6 миллиона подписчиков), что вывел свою «философию» праздной жизни и хождения на тусовки богатых, которые сам называет «ярмарками тщеславия». Или с Германом Черных, собравший вместе десятки подростков, которые просто кривляются для сети TikTok (заблокирована в РФ).
Дима Гордей и его друзья-блогеры не скрывают, что не просто рассказывают о себе, а ставят своей задачей погрузить подписчиков в атмосферу их бытия. С большими и легкими заработками, дорогими покупками, увлекательными путешествиями и даже частными самолетами. Дескать, если хочешь так же, то бросай учебу и работу, уезжай с родины и кайфуй на здоровье.
Ну, а если не решаешься и потому обречен влачить судьбу обычного россиянина, то хоть посмотри, чего лишился. Судя по комментариям, у многих зрителей с неокрепшими умами и малым жизненным опытом, действительно текут слюньки по «благословенному Западу». Что может быть разрушительнее, когда для выживания страны и народа от россиян требуется собрать все силы и преодолеть все трудности?
Только то, что вся эта роскошь блогеров оплачивается с труда тех самых простых граждан, которым предлагают сравнивать жизнь рабочего человека и шалопая-миллионера. Например, известный скандальный автоблогер Гусейн Гасанов числится амбассадором видеохостинга Rutube, который куплен «Газпром-Медиа Холдинг».
Ранее эта структура, как известно, финансировала работу либерального «Эха Москвы». На презентации обновленного Rutube, которая состоялась в апреле этого года, то есть уже после начала СВО, почетным гостем был и упоминавшийся Дима Гордей. По задумке менеджеров видеохостинга популярные блогеры должны привлечь аудиторию. Только для потребления какого контента, их, видимо, мало заботит. В описаниях к роликам о роскошных авто постоянно дает ссылку на свою страницу в Rutube и Давидыч.
В современном мире интернет-трафик стоит денег, а большой трафик — больших денег. Можно только предполагать, сколько «Газпром-Медиа Холдинг» платит тем блогерам, что буквально внедряют в умы нашей молодежи мысли о преимуществах Запада перед Россией. По разным подсчетам, речь может идти о десятках и даже сотнях миллионов рублей.
Но точно платят за интегрированную в ролики рекламу. Это когда блогер во время своего повествования вдруг начинает рассказывать о преимуществах того или иного товара, а в описании ставит ссылку на компанию. Так вот, Дима Гордей постоянно рекламирует продукцию российской нефтяной компании «Лукойл». Пропагандист «ярмарок тщеславия» Амиран Сарданов призывает открывать вклады в российском банке Тинькофф…
Складывается весьма неприглядная картина. Российские компании обеспечивают блогерам сытую жизнь и раскрутку, а в ответ блогеры рассказывают огромной аудитории российской молодежи о преимуществах Запада. И это в ситуации, когда Запад фактически объявил нашей стране войну на уничтожение. Такой «свободе слова», наверное, нет больше нигде. Но может государству стоит обратить внимание на эту сферу так называемого «развлекательного», а по сути разлагающего контента, особенно его финансирования? Пока не стало слишком поздно.