Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
15 декабря 2010 15:28

Украина: Цены на бензин сошли с ума

К новому году украинские АЗС готовят зверские ценники — литр А-95 премиум подскочит до полутора «баксов»

13

Автолюбителям уже не хватает зарплаты, чтобы раз в неделю заполнить полный бак. На заправках с людей сдирают третью шкуру — только за минувшую неделю цены на все виды топлива повышались дважды и останавливаться не собираются.

Местные фирмачи-экспортеры начали готовить своих громадян к январскому подорожанию бензина и соляры из-за нового налога — т.н. «транспортного сбора на ГСМ», который правительство обещает направить на ремонт дорог. Куда девались огромные деньги от прежних налоговых платежей, в том числе транспортного сбора с самих водителей, здесь не говорят.

Теперь сбрасываться на ремонт дорог придётся всем «безлошадным» пассажирам маршруток. Перевозчики уже заявили о повышении платы за проезд — причем не на копейки, а сразу в два раза. Основание — дорогой бензин.

Заметно дорожает сжиженный газ, на который народ переводил автомобильные агрегаты, надеясь сэкономить. А теперь движок на газе обходится немногим дешевле.

Работники заправок оправдываются, что топливо дорожает из-за повышения цен на нефть во всём мире. На мировых рынках стоимость галлона нефти действительно увеличивается. Происходит это на фоне позитивных данных об экономике США и незначительного ослабления американской валюты.

Только вот на АЗС где-нибудь в Конотопе или Джанкое ошеломленных водил очень мало интересуют итоги торгов Нью-Йоркской товарно-сырьевой биржи. Тем более, общее колебание цен там относительно невелико. Украинцы не понимают, почему их бензин дорожает минимум на треть.

Оказалось, мировые тенденции — вовсе не единственная причина самостийного бензинового рывка. Мощные украинские нефтеперерабатывающие заводы простаивают. Например, Одесский НПЗ стоит уже третий месяц, а комплекс в Лисичанске из-за технических проблем отпускает компаниям не более десяти процентов от заказа. Остаётся Кременчугский завод, но его оптово-отпускные цены очень быстро сориентировались на стоимость «кусачих» импортных бензинов.

— Получается, импортные поставки сегодня — единственная возможность обеспечить потребителя топливом в полном объёме, — пояснил корреспонденту «Свободной прессы» коммерческий директор ведущей крымской корпорации «ТЭС» Антон Раскин. — Используя ситуацию, импортёры подняли цены примерно на 15%, но что им возразить?

Итак, общее повышение стоимости нефти плюс введение акциза на топливо, который заложен в новом Налоговом кодексе Украины. А еще подозрительно дружный простой основных республиканских НПЗ. То есть, полный набор причин, чтобы поднять собственные ценники до небес. И такое же демонстративное нежелание руководства страны хоть как-то вмешаться в критическую ситуацию.

Кроме «дорожного сбора», заложенного в стоимость бензина Налоговым кодексом от Виктора Януковича, заправщики жалуются на повышение других затрат. Растет аренда земли, повышаются тарифы на электроэнергию. В ближайшее время подорожает основной способ доставки топлива — железнодорожные перевозки. Понятно, что за всю эту радость придется платить автомобилистам. Зато Новый год для нефтетрейдеров получается золотой!

По прогнозам, Украину ожидают массовые общественные протесты на дорогах. Учитывая рост скандалов и других конфликтов, владельцы АЗС уже прибавляют охрану. Они оправдываются, что и так работают на минимальной марже. Сегодняшних доходов якобы не хватает даже на содержание персонала и станций.

— Минимальная наценка, которая требуется для нормального ведения бизнеса в топливной сфере, должна составлять 15−18%, у нас она теперь не дотягивает до десяти. Это не мешает клиентам обвинять топливный бизнес во всех ценовых катаклизмах, которые случаются последнее время с патологической регулярностью, — говорит коммерческий директор Антон Раскин.

Любопытно, что все это происходит в зимний «мертвый сезон» с заметным уменьшением платежеспособности потребителей. В новогодние праздники продаж почти нет. Сейчас мало кто заправляет полный бак, в основном берут 10—20 литров. А что будет весной, когда люди начнут ездить по-настоящему?.. Январские девять гривен за литр покажутся подарком. Есть вполне обоснованные расчеты, что летом на АЗС курортной трассы Харьков-Симферополь А-95 дотянется до двух «баксов».

Украина

Фото автора

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня