Живущие в стеклянном доме не должны бросаться камнями. Но высокопоставленные госчиновники об этом зачастую забывают. «Прогнозируемые убытки по итогам 2022 года — больше 50 миллиардов рублей. Основной источник убытков был связан с ненадлежащей организацией работы предприятий», — сказал глава «Роскосмоса» Юрий Борисов в интервью газете «Ведомости».
Вот только госкорпорацию Борисов возглавил не вчера, а полгода назад. А до этого более четырёх лет на посту вице-премьера отвечал, в том числе, за оборонку и «Роскосмос». Так что претензии он может предъявлять и самому себе тоже.
Однако переводит стрелки на тех, кто рангом ниже: на руководителей предприятий и главных конструкторов. В их контракты были внесены дополнительные условия. «Если срыв графиков идет на месяц, они подвергаются административному и материальному наказанию, в зависимости от тяжести и объективности. Если срыв на два месяца, значит, они не справляются, мы вправе расторгнуть контракты и пригласить кого-то другого. В условиях специальной военной операции за невыполнение гособоронзаказа предусмотрена и уголовная ответственность. Отступать некуда — я был вынужден вводить эти меры», — заявил Борисов.
При этом новый гендиректор обновил руководящий состав госкорпорации примерно на четверть (что, кстати, вполне понятно, новая метла по-новому метёт) и «оптимизировал» структуру «Роскосмоса» путём сокращения: с 670 человек до 609, чтобы экономить около 220 миллионов рублей год.
Правда, бывший глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин ещё в апреле на треть сократил выплаты и себе, и топ-менеджерам госкорпораций, что тоже дало немалую экономию, но это — дело прошлое.
История же с системными нарушениями в работе госкорпорации «Роскосмос» по гособоронзаказу тянется еще с 2016—2017 годов, и началась она, когда госкорпорацией руководил Игорь Комаров. Тогда генпрокуратура в ходе проверки зафиксировала более 700 нарушений и возбудила 18 уголовных дел.
Неужели выводы не были сделаны? Важно и то, что «Роскосмос» в прошлом году понёс убытков на 31 миллиард рублей, а сейчас — уже на 50 миллиардов. Видимо, ни смена руководства, ни «закручивание гаек» на пользу не пошли?
Прибыли и убытки госкорпораций — дело тёмное, с ними дело может обстоять совсем не так, как кажется на сторонний взгляд, считает политолог Сергей Марков.
— Все прибыли и убытки «Роскосмоса» — это всё искусственное дело, поскольку главный его заказчик — государство. Бумажки подписали на 10, или на двадцать миллионов, или на 100 миллионов — это не меняет кардинально ситуацию. А выводы о том, как организуется работа делаются высоко наверху. Я думаю, что сейчас новая команда Борисова пытается по максимуму найти недостатки в ушедшей команде Рогозина, и тем самым оправдаться. — полагает Сергей Марков.
Эксперт Павел Пушкин — человек по роду деятельности знакомый с «космическими» проблемами не понаслышке, тоже слегка недоумевает:
— Я был очень удивлён, когда узнал, что в прошлом году были убытки, и в этом намечаются. Ведь до этого говорилось, что наоборот, прибыль будет. Но «Роскосмос» несколько раз обращался в суд.
Так что надо уточнять, это убытки «Роскосмоса» как госкорпорации отдельно взятой, или убытки по совокупности по всем предприятиям госкорпорации. Здесь надо понимать, что если речь об убытках по совокупности, то это как раз похоже на иски за ненадлежащее исполнение, которые есть.
«СП»: — Если убытки есть, и они как раз по названной причине, то следует ли задним числом наказать виновных за головотяпство?
— Надо разбираться в ситуации, что конкретно произошло и почему. Иногда бывает, что недостаточно адекватно ведут себя не исполнители, а заказчики. Наказать руководителей, тем более, задним числом — это самое простое, что можно сделать. А надо разобраться в причинах, и сделать так, чтобы ситуация больше не повторялась.
В декабре «Роскосмос» проиграл сразу два судебных спора о взыскании штрафных санкций по госконтрактам: иск на более чем 133 млн рублей к ракетно-космической корпорации «Энергия» и на 30,4 млн рублей — к АО «Научно-производственное предприятие автоматики имени академика Н. А. Семихатова».
Ранее «Роскосмос» проиграл корпорации «Энергия» ещё один спор — более чем на 264 млн рублей. Иски касались пени по госконтрактам прошлых лет. И тут счёт идёт на миллионы, а убытков — на миллиарды.
Впрочем, в нашем «космосе» не всё так запутано и проблемно, как это представляется, если вникать в финансово-юридические аспекты. Гораздо важнее результаты ежедневного труда рядовых сотрудников предприятий, которыми все мы можем гордиться. Если, конечно, про них вспомним. Например, уже почти четверть века летает МКС. А кто обеспечивает полёт? Сотни специалистов, которые методично работают изо дня в день, напоминает космонавт Юрий Усачёв.
— Люди уже привыкли к тому, что в космосе всё время что-то летает. И уже не осознают, насколько это масштабно и сложно. Уже то, что станция летает столько лет, и на ней работают люди — это поразительное достижение. Ведь нужно поддерживать техническое состояние станции, готовить экипажи, доставлять на МКС людей и грузы. Станция летает при постоянных перепадах температуры: на теневой стороне — минус 140 градусов по Цельсию, на солнечной — плюс 140.
С ней состыковываются-отстыковываются восьмитонные корабли, стотонный шаттл даже состыковывался. Это удивительный эксперимент, котором надо гордится всему человечеству. Ведь этот международный проект продолжает существовать даже в нынешней турбулентной политической обстановке. Но люди почему-то реагируют только на жареное, ах, вот итоги подвели, — сокрушается космонавт.
Да, убытки — дело неприятное. Особенно когда это касается оборонки. И «разбор полётов» должен быть обязательно.
Но главное, чтобы при этом не полетели головы тех, кто реально обеспечивает работу отрасли.