В Эстонии решили открыть въезд для россиян. И года не прошло, как власти этой карликовой, но не по делу крикливой страны, прекратили пропуск наших граждан на свою территорию, сославшись на санкционные требования Евросоюза. И вот уже просят у Брюсселя разрешения отменить сентябрьский, 2022 года, запрет (само решение о нем было принято месяцем раньше).
Соответствующую петицию передала в профильный комитет Европарламента его депутат от эстонской Центристской партии Яна Тоом, приложив к петиции обращение жителей республики. «Призываем европейские структуры предпринять шаги против игнорирования государством ЕС [Эстонией — «СП"] таких фундаментальных европейских ценностей, как право на воссоединение семьи и на контакты с близкой родней», — говорится в обращении, больше похожем на жалобу. Петиция отправлена в Брюссель как в электронной, так и в традиционной форме с многочисленными подписями.
В бумажной версии авторы излагают личные истории нескольких десятков конкретных семей, пострадавших в результате «въездного запрета». Документ вручен лично председателю комитета по петициям ЕП Долорес Монтсеррат, которая, по словам Яны Тоом, «наслышана о ситуации».
Тоом — политик русскоязычный. По отцу она Черногорова. Выпускница «русского» филфака Тартуского университета. Считается в Эстонии одним из самых популярных политиков. И едва ли не единственной, кто хоть как-то старается помочь согражданам в условиях тотальной русофобии, поразившей местную власть. Неудивительно, что именно к ней обратились люди в надежде «прорубить окно» для туристов из РФ, а также для тех россиян, кто обладает недвижимостью в государстве.
Последних порядка 4,5 тысячи человек. Лишившись в одночасье возможности приезжать в свои дома и квартиры (даже с шенгенскими визами, выданными самой Эстонией), они не всегда своевременно могут оплатить теперь зарубежную собственность из-за банковских санкций. Что чревато ее потерей. Таллин не особо церемонится с тем (и теми), что (и кто) имеет прямое отношение к России.
Пробьет ли данная её петиция вместе с народным обращением брешь в антироссийских настроениях «высокого» евросоюзного начальства, можно пока только гадать. Но сам факт их появления — не свидетельство ли начала глубинных, идущих от населения, подвижек в ситуации с всеевропейской ненавистью «ко всему русскому», навязанной людям искусственно, нередко насильно?
Так же, к слову, и в двух других прибалтийских странах, Литве и Латвии. И в Финляндии, где тоже уже начались «брожения» среди населения, чей уровень жизни, прежде «уравновешенный» сотрудничеством с восточным соседом, стремительно падает. Особенно в приграничных с РФ регионах.
Что вынуждены признать в Visit Finland — государственной организации продвижения туризма в Суоми. Там сейчас принимают меры для увеличения числа гостей из других стран. В частности, США, Канады, Австралии. Но западные «ручейки» не сравнить с былыми нашими «потоками». Плюс — трудности с азиатским рынком из-за закрытия неба над Россией. Ежегодные потери, как подсчитано, могут превысить €2 млрд…
— Да, в моей стране сейчас большие проблемы из-за разрыва отношений с Россией. И их все больше! — ответил на звонок «СП» Петер Иискола, международный дипломат. — На восточной границе россиян иногда еще пропускают, но все больше тех, кого лишают виз и разворачивают. Раньше к нам ездило много ваших туристов, бизнесменов, просто состоятельных граждан. Они любили отдыхать на наших курортах у голубых озер. Для каждой из этой группы приезжающих были свои [по ценам и сервису] отели, магазины, рестораны. Теперь они преимущественно пустуют.
«СП»: Одна моя знакомая, переехавшая в Хельсинки много лет назад из Петербурга, не так давно переселилась с мужем в местечко Тахко, известный круглогодичный горнолыжный курорт. Открыла там небольшой отель для среднего класса. Сейчас не знают, что с ним делать: пустует!
— Это был элитный курорт. Русские там и земельные участки покупали еще недавно…
«СП»: В Финляндии после недавних парламентских выборов меняется правительство. Премьер Санна Марин уже признала поражение. Ждать ли изменений? В частности, возвращения к сотрудничеству с нашей страной?
— Не думаю. У нас много людей за это сотрудничество. Об этом пишут в газетах, интернете, показывают по ТВ. Но власть все делает не так, как они просят, а как велит Вашингтон. И при новом правительстве, я думаю, это будет продолжаться.
«СП»: Но если среди финнов многие «за Россию», то при голосовании на выборах это должно было сказаться!
— Вы разве не знаете, как можно провести выборы, чтобы протащить свою провластную политику?
Дипломата Иисколу дополняет его соотечественник Йохан Бекман, финский правозащитник.
— Надо понимать, что мы, финские граждане, стали с недавних пор заложниками своего правительства, — считает Йохан. — Неважно, что мы хотим, о чем мечтаем, на что надеемся. Главное, чего хотят они — «верхи». А они хотят то, что им приказывают в ЕС и дядюшка Сэм. Поэтому границу с РФ в ближайшее время точно не откроют и даже не приоткроют. Будут, наоборот, ужесточать требования к желающим попасть на нашу территорию.
«СП»: А назревающий экономический кризис не подтолкнет власть к прозрению?
— Кризис уже дает о себе знать. Сумасшедшими ценами на все, включая коммунальные услуги и продукты. Но и это, к сожалению, не стало поводом для изменения ситуации…
Продолжает разговор, обобщая тему, наш эксперт Виктор Алкснис, полковник авиации в отставке, народный депутат СССР, депутат Госдумы РФ двух созывов.
— То, что в Эстонии заговорили о пограничном послаблении для россиян, я думаю, всего лишь жест. Точно не тенденция. Игра в демократию, вот что это. Разрешат небольшой группе наших граждан посещать время от времени родственников. Протрубят об этом. На том и вся «демократия». Думаю, и в Финляндии так будет. Где-то еще.
«СП»: В Европе все больше людей, которые протестуют, пусть пока и негромко, против русофобии. Власти на местах не могут этого не услышать!
— Услышат. И — что? Их политика в отношении РФ все жестче. Русофобский курс неизменен. А возмущенное население… Кто с ним там считается?
Чтобы их голос был слышан и что-то решал, Кремлю еще 30 лет назад надо было начинать их поддерживать всеми возможными способами. В Прибалтике, да и в Суоми немало было верных нам людей — из коренных национальностей и русскоязычных. А сейчас они, что называется, остыли. Давно ни одной серьезной масштабной акции. Их там ущемляют, а они молчат. И пожаловаться некому. Преданы и подзабыты.