Причиной пожара на шестом энергоблоке Новочеркасской ГРЭС на неофициальном (кухонном) уровне названа диверсия, тогда как власти Ростовской области эту версию с ходу опровергли. Вопросы все-таки остаются, и на чашах общественного мнения украинский след перевешивает заявления региональных должностных лиц. Тем более, что некоторые местные СМИ сообщили о взрыве, что только раззадорило сторонников теории заговора.
УкроСМИ дружно рассказали о «вибухе» (взрыве на мове) в Новочеркасске с пояснениями: «Чомусь відразу Буданова згадався. Його екстремальне відео» (Почему-то сразу Буданов вспомнился. Его экстремальное видео). Речь идет о ролике, на котором глава ГУР Украины по кличке «мамин пирожок» пять минут молча смотрел на камеру. Короче, и здесь майданутые пропагандисты намекают на длинную руку бандеровских спецслужб.
Что известно? 14 июня в 13:41 загорелась кровля на шестом энергоблоке Новочеркасской ГРЭС, к 16:30 возгорание окончательно ликвидировали. Назвать пожар крупным, справедливости ради, язык не поворачивается. На пике катастрофы огонь распространился на 400 квадратных метров. При нескольких десятках тысяч кв. метров производственных площадей — это ни о чем.
Почти сразу в региональном управлении Министерства по чрезвычайным происшествиям предположили, что пожар мог возникнуть из-за нарушения техпроцесса при проведении плановых работ. Глава ГУ МЧС России по Ростовской области Сергей Филиппов рассказал: «Произошел выброс газовоздушной смеси с последующим горением. Внешнее воздействие исключено. По состоянию на 15 часов пожар локализован на территории 200 метров. Угрозы населению нет».
Успокоительное «внешнее воздействие исключено», однако, не исключает, что не было «внутреннего». При этом версию теракта, похоже, исключили автоматически, хотя по логике вещей в условиях СВО она должна быть на первом месте.
«В причинах пожара будут разбираться специалисты. Информация о взрыве не подтверждается. Возможной причиной специалисты называют возгорание газа в ходе технологических работ на станции», — написал губернатор Ростовской области Василий Голубев.
С другой стороны, станцию все-таки остановили. «На момент пожара у нас работали четыре блока из восьми. Сейчас всё выключено, пока с последствиями разбираются — опасно включать, чтобы не случилась еще какая авария», — сообщил пресс-секретарь НчГРЭС Евгений Чугункин. Значит, были предположения, что нечто подобное может произойти и на других участках, где, к слову, не проводилось техобслуживание.
Таким образом, утечка газа стала приоритетной еще в ходе аварии. В этой связи бросается в глаза слабое (фактически нулевое) понимание значения пропагандистской борьбы с «ципсотой», которая из любой информационной мухи делает слона по имени «Буча». А это в свою очередь позволяет стимулировать даже добровольную мобилизацию.
Сегодня дроны и в форточку влететь могут, причем ночью. На Украине заявили бы, что «вражеская диверсия» не исключается, хотя возможно был нарушен техпроцесс. Зе-команда понимает, как важно держать общество в тонусе. А у нас люди в массе своей находятся в «расслабоне» и даже не особо интересуются, что происходит на фронте.
Возможно, чтобы лишний раз не мешать приятному раслабону, МЧС и губернатор отказываются называть взрывом газа хлопок, который слышали очевидцы. Даже если предположить, что на НчГРЭС и впрямь было нарушение техрегламента, то в любом случае «бабахнуло нехило» с учетом промышленного использования метана.
Плюс к этому началось массовое отключение электроснабжения в регионе, что только усилило слухи о диверсии и сокрытии настоящих размеров аварии. В Сети стали писать, что «в Ростове практически во всем городе нет света. Есть только на Темернике и на Западном».
Очевидец рассказал на чате: «Как раз только что проехал город из конца в конец. И некоторые радиостанции не работают. В центре и Нахичевани всё в порядке. На Северном точно нет — светофоры не работают, на Нагибина — тоже, Нансена и зоопарк — тоже не было».
Одновременно спецы по энергетике стали объяснять, что станция питает электроэнергией Ростов и другие города, но, к слову, не сам Новочеркасск, в котором находится НчГРЭС. Жители казачьей столицы в очередной раз задались вопросом: почему они должны платить как все, если их травят тысячами тонн отходов…
Непонимающие «товарищи» резонно поинтересовались: «Нам всю жизнь говорили, что наша ГРЭС питает Северный Кавказ, а нас не питает. Мол, электроэнергия идет с другого места и поэтому такие большие цены на электроэнергию. А тут выяснилось, что мы запитаны от неё! Так почему тогда у нас такие большие цены на электроэнергию?».
От себя добавлю: обзвон знакомых новочеркасцев не выявил отключений света. Вполне возможно, что на местных чатах завелась ципсота, которая запросто может разгонять версию о диверсии. Дескать, у «мамина пирожка длинные руки». Кстати, такая точка зрения есть и у российских экспертов. «Пожар на Новочеркасской ГРЭС мог быть вызван атакой дрона. Так, например, предполагает военный эксперт Игорь Никулин. По его словам, «у нас тут «пятая колонна» работает вовсю и не особо даже прячется, к сожалению».
В Новочеркасске и впрямь сильны связи с Украиной. Еще с 1990-х казачьи контрабандисты хорошо зарабатывали на «параллельном экспорте-импорте». Понятное дело, не одну бутылку горилки выпили с деловыми побратимами, но с февраля прошлого года налаженный бизнес накрылся медным тазом.
Поэтому не так уж конспирологически звучит вопрос, могла ли НчГРЭС стать объектом атаки? Да, НчГРЭС не только генерирует электроэнергию, но и убытки порядка 1 млрд рублей в год. Разговоры, что ее вот-вот закроют, звучат давно, поэтому, как только пошла информация о пожаре, некоторые новочеркасцы, скажем помягче, огорчаться не стали.
Но эта станция важна прежде всего тем, что отвечает за стабильность частоты в регионе. Во всяком случае, так пишут на местных форумах сторонники НчГРЭС, на которых обсуждаются ее перспективы.
Как известно в России электрооборудование потребляет переменный ток промышленной частоты 50 Гц, но при значительных отклонениях до 46…45 Гц, связанных со снижением активной мощности, наступает так называемая «лавина частоты», после чего происходит отключение всей энергосистемы. Можно даже услышать такую трактовку: «Если пожар на НчГРЭС все-таки имеет украинский след, то враг знал куда бить».
Впрочем, сами работники станции на условиях анонимности признались корреспонденту «СП», что имело место обычное разгильдяйство, да и станция давно уж не уникальна как эталон частоты. В России все объекты генерации имеют оборудование для стабилизации. Этим, собственно, и объясняется быстрое восстановление подачи света в дома дончан.