Минувшей ночью в Калужской области силами ПВО были сбиты несколько беспилотников. Пострадавших и разрушений нет, и за это надо благодарить наших военных, ведь куда и с какой целью летели шесть БПЛА неизвестно. Вполне могли повториться события последних дней с атаками на «Москва-Сити», где, к счастью, обошлось без пострадавших, но вот материальный ущерб нанесен приличный. Да и нормальная работа организаций, размещенных в башне «IQ-квартал», нарушена.
Впрочем, здание, наверняка, застраховано, да и находятся там штаб-квартиры нескольких федеральных структур, в том числе министерств. Понятно, что и ремонт самого здания, и замена поврежденной мебели, техники и прочего будут произведены оперативно.
Кстати, в той же Москве во время одной из предыдущих атак повреждения получили два жилых здания на Ленинском пр. и Профсоюзной улице. Гарантии, что в случае возможной очередной атаки БПЛА не залетит в квартиру или упадет на частный дом, нет. И даже если он будет без боевого заряда, повреждений не избежать — от разбитых окон и испорченной мебели до возможного разрушения стен, пусть и частичного. Ремонт неизбежен, а при нынешних ценах обойдется он в круглую сумму.
Учитывая последние агрессивные заявления киевских властей, вряд ли подобные атаки не повторятся. При этом под ударом может оказаться не только Москва, но и любой другой город или поселок страны. На многострадальной Белгородчине, где разрушено множество и домов, и нежилых зданий, ремонт и восстановление уже превратились в обыденность.
Понятно, что на региональном уровне принимаются меры для компенсации гражданам ущерба, однако очевидно, что в полной мере это сделать практически невозможно. При этом пример той же Белгородчины, да и других прилегающих к зоне боевых действий регионов, свидетельствует о необходимости принятия федеральных решений, законов. В конце концов большинство наших граждан трудно отнести не только к богатым, но и зажиточным слоям, и потеря любого имущества существенно бьет по кошельку. А уж во сколько может обойтись ремонт, даже думать страшно.
Так что же делать, если все-таки к вам в окно залетел беспилотник?
— Это вопрос одновременно и просто, и сложный, — считает адвокат Дмитрий Аграновский. — С одной стороны, на государстве лежит прямая обязанность защищать жизнь, здоровье и имущество граждан. Соответственно, если жизни, имуществу или здоровью нанесен урон, то ответственность за это лежит на государстве, которое не обеспечило надлежащую защиту. Соответственно, государству можно предъявить претензии.
Но на практике, вполне вероятно, что это не будет так легко, как я рассказал. Ущерб в какой-то степени, конечно, будет компенсирован, но, не думаю, что если это явление приобретет массовый характер, то ущерб будет компенсирован в том объеме, в каком он причинен. Грубо говоря, если беспилотник влетит в частную элитную квартиру и разрушит имущество на несколько миллионов, не уверен, что в полном объеме это будет компенсировано. Не думаю, что атаки БПЛА станут регулярными и большое количество граждан будет страдать от этого в Москве. Но есть же не только Москва.
Есть регионы, которые непосредственно находятся на границе боевых действий. Как там решаются эти вопросы? Там как раз причинение ущерба жизни и здоровью, повреждение имущества носит массовый характер. Обязанность это защищать лежит на государстве.
Не знаю, есть ли судебная практика на эту тему.
«СП»: Насколько я знаю, Белгородской области оказывают помощь на федеральном уровне, хотя с оговоркой, что восстанавливать роскошное жилье не будут.
— То есть будут компенсировать на уровне проживания, выживания. Если человек пострадал от боевых действий, то государство постарается, чтобы он не жил на улице, чтобы базовые потребности были решены, но, скорее всего, добиться компенсации в полном объеме будет очень тяжело. Скорее-всего, придется обращаться в разного рода инстанции, в том числе и судебные.
Тем менее, как адвокат, советую гражданам, если уж такая ситуация произошла, тщательно фиксировать ущерб. В будущем это может пригодиться. Многое зависит от активности самих граждан. Чем активнее защищаешь свои права, тем больше шансов, что получится что-то отстоять.
Сейчас практика складывается на ходу. СВО является форс-мажором, с одной стороны. С другой — повторю, государство обязано защищать жизнь, здоровье и имущество граждан. Если не защитило, значит, не выполнило свои обязанности, значит, должно компенсировать ущерб.
Я надеюсь, что до массовых атак на глубинную Россию дело не дойдет.
«СП»: Могут в какой-то ситуации местные власти сослаться на то, что сперва надо разобраться, кто этот беспилотник запустил — террористы или мальчишки из соседнего двора и только потом ставить вопрос о возмещении ущерба?
— С беспилотниками более-менее понятно, но есть же еще диверсии. А диверсия может выглядеть в форме взрыва, пожара, то есть в форме некоего инцидента. В каждом конкретном случае необходимо проводить расследование. Сильный пожар может причинить больше ущерба, чем сотня беспилотников. Но надо еще доказать, что этот пожар возник в результате злого умысла, поджога, да еще со стороны врага, а не просто неосторожного обращения с огнем.
«СП»: Раз уж мы уже столкнулись с такой ситуацией, может, необходимо федеральный закон разработать, а не только на региональном уровне решать?
— Если депутаты этим пока не занимаются, надо найти заинтересованных лиц. Скажем, группа граждан-активистов может обратиться в Государственную Думу с соответствующими поправками, например, в Гражданский кодекс.
Как пояснил председатель комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов, обычно на региональном уровне принимаются решения о компенсации из местных бюджетов.
— Если ситуация более масштабная, то принимается правительственное решение (как в ситуации с Белгородом) по восстановлению жилья, компенсации потерь или предоставления земли для предприятий по льготной цене (например, за 1 рубль). Понятно, что роскошное жилье бюджет компенсировать не будет. Из этого тоже надо исходить. Из возможностей бюджета.
Но рано или поздно, думаю, как и по сельхозземлям, поставят вопрос об обязательном страховании. Это, конечно, накладно и дорого, но в данном случае во многом снимает проблемы, если затронуты одна или две квартиры, а не весь дом, не несущие конструкции.
«СП»: Что-то на законодательном уровне планируется предусмотреть случай такой ситуации? Ведь очевидно, что атаки еще будут?
— На уровне регионов есть соответствующие решения на случай чрезвычайных ситуаций. Москва обычно из резервного фонда компенсирует. Обычно отселяют в резервное жилье, компенсируют затраты. Но Москва более богатая, здесь есть возможности, которых нет у других регионов.
Я согласен, что надо принимать решение на федеральном уровне. Вряд ли надо выходить на обязательное страхование. Оно и так существует для всех промышленных, опасных объектов
У граждан добровольное страхование и собственности, и жизни,
«СП»: Боюсь, далеко не все граждане могут позволить себе страховку.
— Да. Это должно быть добровольное решение. Нельзя всех обязать страховать свое имущество. Люди должны это делать по возможности.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».