Председатель Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале сообщил, что с 2019 года количество ДТП с участием электросамокатов увеличилось более чем в 40 раз. Если некоторое время назад это были отдельные случаи, то сейчас проблема приобрела массовый характер, сказал он, отметив, что в авариях страдают водители самокатов и пешеходы, прежде всего, дети и пожилые люди.
Спикер нижней палаты парламента указал на международный опыт решения этой проблемы. Так, в Сингапуре электросамокаты фактически запрещены, исключение составляют лишь перемещение по велодорожкам. За нарушение — штраф в размере 1,4 тысячи долларов США, или до трех месяцев лишения свободы.
Штраф на сумму 360 евро за езду на дорогах общего пользования введен в Нидерландах, а в Японии требуют наличия водительского удостоверения, самокаты необходимо регистрировать в полиции и регулярно платить транспортный налог. В Париже с 1 сентября прекращают работу компании по прокату самокатов.
«Мы обязательно будем прорабатывать варианты решения вопросов, связанных с повышением ответственности при езде на электросамокатах. Важно, чтобы каждый осознавал свою ответственность, особенно в случаях, когда в результате его езды страдают люди», — указал Володин.
По мнению клинического психолога, эксперта в сфере домашнего насилия, посттравматического стрессового расстройства и зависимостей Олеси Иневской, «самокатный бум», разразившийся в последнее время, связан с доступностью и отсутствием ограничений в использовании этого транспортного средства.
«Последние годы электросамокаты пользуются большим спросом в нашей стране, и особенно в городах-миллионниках. Сравнительно невысокая цена, мобильность и простота в эксплуатации является ключевыми факторами массового использования», — указала она, отметив при этом, что многие горожане заявляют, что самокатчики их «достали».
По оценке собеседника «Свободной Прессы», скорее всего это связано с культурой эксплуатации, а точнее — с ее отсутствием: «Чаще всего неудовольствие связанно с объективными причинами: превышение скорости движения и отсутствие надлежащей инфраструктуры для использования транспортного средства — элементарных велодорожек, из-за чего самокатчики вынуждены ездить и по дорогам, и по тротуарам общего пользования. Кроме того, проблема в том, что самокатчикам не ставят ограничения — каждый может взять самокат напрокат независимо от того, находятся ли они в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или в состоянии аффекта. Не нужно чему-то учиться, проходить аттестацию, получать какие-либо документы, позволяющие эксплуатацию самоката».
Иными словами, все, что нужно для эксплуатации электросамоката — иметь желание и способ оплаты, обращает внимание эксперт: «Естественно, что это зачастую приводит к ужасным последствиям. Думаю, было бы целесообразно в случае ДТП и причинения физических увечий одному из участников правонарушения проводить медицинское освидетельствование. В случае установление факта опьянения, виновник должен нести повышенную ответственность. По аналогии с эксплуатацией автомобиля, это должно быть отягчающим обстоятельством».
Олеся Иневская призналась, что поддерживает ужесточение санкций к самокатчикам. В моей практике было несколько детей, у которых было посттравматическое расстройство, вызванное ДТП на самокате.
«СП»: Можно подробнее?
— К примеру, в одну маленькую девочку врезался самокатчик. Дело дошло до того, что ребенок стал бояться выходить на улицу.
В другом случае, с которым я также работала, была девочка десяти лет, которую сбил самокат на пешеходном переходе. То есть она переходила дорогу по переходу, светофор начал моргать, а человек на самокате, опаздывая, сбил ее, а машина чуть не наехала на девочку и еле-еле успела затормозить перед ней. Да, под машину ребенок не попал, но авария привела к тому, что малышке начали сниться сны, что ее сбивает машина.
Психолог пояснила, что после этих событий поведение ребенка изменилось — девочка стала просить помощи в сопровождении в школу, хотя ранее ходила на занятия самостоятельно.
«СП»: — И что делать?
— Однозначно утверждать, что самокаты — зло, нельзя. Впрочем, как и любое нововведение, они требуют детальной правовой доработки. Если не исключать электросамокаты из среды мегаполисов, было бы логично ввести на них определенные разрешения и условия для эксплуатации.
То есть, полагаю, что самокат необходимо де-факто приравнять к полноценному транспортному средству со всеми вытекающими. И эти ужесточения необходимы для минимизирования психологических и физических травм — как психолог, могу заверить, что психологические травмы куда опаснее, в особенности для детей.