Важная информация с официального сайта Музея истории ГУЛАГа: «Фонд Памяти и Лаборатория инженерной геофизики РГУ нефти и газа (НИУ) имени Губкина провели предварительную обработку результатов геофизических работ на местах массовых захоронений жертв политических репрессий в Бутово и на Коммунарке. Электротомография, совместно с топогеодезическими работами позволили получить принципиально новую информацию о строении верхней части разреза на территории спецобъектов… Это позволяет предположить, что они могут являться захоронениями жертв репрессий…»
Полностью ознакомиться с текстом можно здесь, но вот, что важно отметить — там так и указано «ВАЖНО ОТМЕТИТЬ»: «…подтвердить данные геофизических исследований возможно только с привлечением прямых методов поиска — археологических земляных работ». Погодите, погодите, что значит «позволяет предположить» и «подтвердить»?
Разве мы УЖЕ не знаем, что «Коммунарка» и «Бутово» — «расстрельные полигоны НКВД»? Разве не называется порядок цифр убиенных — пусть и приблизительный, но очень внушительный? Разве не существует сайтов с перечислением конкретных фамилий, которые там похоронены? Разве не проводятся экскурсии на «спецобъект Коммунарка»? Разве не именуется Бутово «Русской Голгофой», с поминальным чтением имён, цитирую: «в соответствии с расстрельными списками НКВД по дням приведения приговоров в исполнение»? То есть — не только имена, но и даты («по дням приведения») известны!
Вот, что постулируют современные российские СМИ про «Коммунарку»: «Здесь, посреди глухого леса, недалеко от жилых поселков, зарыли 6609 человек». Вот что — про Бутово: «20762 казнённых» (это — «минимум»). Когда впервые прогремела «Коммунарка»? В 1991 году. Каким образом определяли границы могил? Цитата: «Для этого были исследованы немецкие разведывательные аэрофотоснимки 1942 года».
Это точно? Опять же цитата из статьи, датированной 30 октября 2023 года, от имени Ильи Удовенко, сотрудника Музея истории ГУЛАГа: «Места, которые мы сейчас имеем, — Бутово и Коммунарка — обнаружены по косвенным признакам: путем опроса людей, в том числе тех, кто служил в НКВД». И — далее: «Актов о захоронении именно в этой земле у нас до сих пор нет».
Да как так-то? Вот на сайте «Бутовский полигон — наша память» есть ссылки на «Базу данных», («по расстрельным спискам НКВД») и даже календарь «кровавой мясорубки». Например, 10 октября 1937 года расстрелян — 1 человек, а 8 декабря 1937 года — аж 473 человека. (Каждые три минуты стреляли, если брать 24-х часовой цикл? Ну или шеренгами из пулемёта косили, если с «перерывом и отдыхом»?). А 28 февраля 1938 года вообще — 562 человека за сутки уничтожили.
А откуда мы (от Википедии до Официоза) знаем про 20762 смертей? Из «Мемориальной» * (ныне несуществующая организация) книги памяти «Бутовский полигон» (это первоисточник). А они откуда?
Оказывается, в конце 1991 года в архиве Московского управления КГБ были обнаружены неизвестные ранее и нигде не зарегистрированные материалы. Точнее — 18 томов дел с предписаниями и актами об исполнении приговоров о расстрелах 20 762 человек с августа 1937 по октябрь 1938 года… Неизвестные, незарегистрированные, в КОНЦЕ 1991 года! Потом их подтвердил (окинув взором) глубокопожилой «ветеран НКВД».
Наверное, эти документы отсканированы и выложены? Нет. «20-тысячный список считается неполным, [возможно], что здесь были расстреляны сотни тысяч», — рассказывает директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый.
Раскопки? «В 1997 г. выполнены частичные археологические исследования: был вскрыт один из погребальных рвов… специалисты насчитали останки 149 человек…» Всё! Далее уже «археологически не исследовали», останки не идентифицировали, пулевые отверстия не искали, не установлено даже к какому году (веку) принадлежат найденные кости, вроде как «невозможно», ибо всё «засыпано мусором». В 2001 году полигон объявлен «памятником истории», потом — мемориал и прочая, и прочая, и прочая. Включая визит президента РФ и дальнейшую поддержку «Фонда президентских грантов».
У кого-то может сложиться превратное впечатление, что данный материал умоляет память несправедливо репрессированных (а таковые были!) и не одобряет нынешние исследования «Музея ГУЛАГа» с использованием «электротомографии совместно с топогеодезией». Ни в коем случае! Только они сами заявляют про необходимость «прямого поиска». Кто-то мешает, отсутствуют средства?
Вот же, аккурат перед 7 ноября президент РФ поручил правительству, властям Магаданской области и «Музею ГУЛАГа» создать на Колыме «Музей памяти» жертв репрессий. Событие планируется приурочить к 70-летию образования Магаданской области, видимо, поздравлением к юбилею. Наверное, где-то далеко иноагент Дудь** ещё раз пересмотрел своё кино «Колыма — родина нашего страха» и ткнул пальцем в небо: «А я говорил, а я знал!» Что ж, пусть будет и такая страница в летописи Магадана.
Главное, чтоб всё было выверено, чтоб не получилось как, к примеру, в Самаре. Там тоже в парке Гагарина, на «месте бывших дач НКВД» (и в Бутово — дачи НКВД, и в Коммунарке — дачи НКВД, любили палачи брать работу на дом) считалось похороненными не менее 3500 жертв Большого террора. А позже выяснилось — городская легенда, случайно популяризированная местным учителем и журналисткой Ниной Богаевской, в чём она сама и призналась, извините за длинное цитирование:
— В «Литературке» появилась статья Аркадия Ваксберга, где рассказывалось, как в 1941 году в Куйбышеве на Барбошиной поляне расстреляли генералов. Существо я, как и все нынешние юные барышни, была пустоголовое, однако пытливое. Тяжко со мной пришлось и КГБ, и краеведам… Бесполезно. На поляне Фрунзе никаких следов расстрелов и захоронений не находилось, хоть ты тресни.
Но мой активный внештатник, учитель истории одной из самарских школ, человек, хоть и сильно пьющий, но славный и интересный, рассказал, будто бы при рытье гребного канала в парке Гагарина нашли несколько черепов с пулевыми отверстиями. О том, что это могли быть, к примеру, красноармейцы, расстрелянные белочехами, или, допустим, люди Стеньки Разина (кремниевые ружья, вроде бы уже были?) — мы с ним как-то не задумались. Я позвонила в Москву и доложила Ваксбергу итоги поисков.
Ваксберг, которому, что Барбошина поляна, что Гаврилова было, в общем-то, без разницы, вздохнул с облегчением: его журналистское расследование блестяще завершилось, генеральских родственников есть куда направлять — в Куйбышев, к юной корреспонденточке. Я водила родственников в парк Гагарина (благо в двух шагах от работы), показывала гребной канал и, разумеется, сделала пару репортажей.
Когда я узнала, что общество «Мемориал» во главе с Володей Семёновым ставит в парке памятник — у меня упала челюсть. Потому что я уже точно знала, что никаких расстрелов и захоронений в войну там быть не могло! Ну, лень было деятелям из «Мемориала» всерьёз поработать, поискать какие-либо документы… (конец цитаты)
Вместо резюме. Музей памяти репрессий в Магадане не отменяет важности и нужности дать наконец-то исчерпывающий ответ на то, что происходило совсем недалеко от столицы. Не идентифицированные останки 148 человек не заполнят, цитирую: «13 рвов, вырытых экскаватором глубиной 4−4.5 метра, шириной 4.5−5 метров, общей протяжённостью 900 метров».
А ведь, там лежат канонизированные святые, согласно официальной позиции РПЦ, неужели одно это не заслуживает уважения, обнаружения и достойного перезахоронения (если они там). Ну, чего, копнём ИСТОРИЮ? Отыщем 20762 (а может и «сотни тысяч») расстрелянных на «Русской Голгофе»?
* 29 декабря 2021 года решением Мосгорсуда были ликвидированы российские юридические лица «Международного Мемориала» и Правозащитного центра «Мемориал», ранее признанные иноагентами. Официальной причиной как раз стали систематические нарушения закона об иностранных агентах, а именно — отсутствие соответствующей маркировки на публикациях.
** Признан иностранным агентом.