Настоящая очередь из бывших инженеров американской авиастроительной фирмы Boeing Commercial Airplanes «собралась у посольства Эквадора». То ли в буквальном смысле, то ли фигурально выражаясь, поскольку там ранее спасался другой разоблачитель, Джулиан Ассанж.
А все из-за того, что бывшие инженеры резко начали умирать, при весьма загадочных обстоятельствах. Сначала один, Джон Барнетт скончался от суицида. Перед этим он выступал против использования некачественных болтов. Новый крепеж все-таки продавили, но самолёты теперь рискуют развалиться в воздухе, уже разваливаются, а инженер отправился в мир иной.
Другой бывший аудитор качества компании-поставщика Boeing, Джошуа Дин тоже умер после некоей «неожиданной быстро развившейся инфекции». По информации издания The Seattle Times, 45-летний мужчина вел здоровый образ жизни.
Конструктор-технолог Карлос Дэвис начал было возражать против внедрения легко воспламеняемых, но дешёвых деталей салона и более тонких проводов, но сразу после этого заметил за собой слежку. А потом на него и вовсе совершили покушение. Начальство предупредило, что ничего личного, им, мол, велели. Пришлось Карлосу буквально «выпрыгивать в окно и потом скрываться».
Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра Гражданской авиации, а ныне член Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов считает, что падение престижа «Боинга» началось несколько лет назад и случилось это при мрачных и трагических обстоятельствах:
— Произошло две подряд авиакатастрофы с Boeing 737 Max: в Эфиопии и в Индонезии, где погибли 346 человек. Это было явное свидетельство того, что в корпорации точно что-то расклеилось. Как показало расследование, происходили грубейшие нарушения. В этом расследование принимал участие даже президент США.
Комиссии, работавшие в корпорации, обнаружили грубейшие нарушения законов, порядков и авиационных правил. К примеру, Федеральное управление гражданской авиации США передала вопросы сертификации… самому производителю, «Боингу». А это грубейшее нарушение, практически административное преступление. Сертификация — это ведь рука любого государства «на пульсе» безопасности изделия. Вот они и на сертифицировали.
Это не просто случайность, а системная проблема. Вот совсем недавно из очередного «Боинга» вылетел кусок фюзеляжа.
«СП»: В полете у самолета вырвало дверь. Причем, случилось это не где-нибудь в Эфиопии или Индонезии, а на внутренних американских авиалиниях, на борту самолета авиакомпании Alaska Airlines, который вылетел из Портленда в Онтарио.
— Самолет лишился куска обшивки вместе с люком. Правда, обошлось без жертв, так как случилось это на небольшой высоте. А если бы кусок фюзеляжа вылетел на высоте 10 тыс. метров! Тогда мгновенная разгерметизация привела бы к гибели всего живого на борту. И так каждый день приходит информация: то отказ гидросистемы, то проблема с шасси у очередного «Боинга».
Всеми виной неправильные действия компании в расстановке кадров, в утечке толковых инженеров и пилотов, в не реагировании опытнейших конструкторов на вскрытые недостатки. Вот сейчас и выявляется: то один информатор умирает, то другой. А ведь это не старые еще, молодые ребята.
«СП»: Напомним, что в Америке «информаторами» называют тех, кто выступает перед властями и общественностью открыто и официально. Так, например, бывший инженер Boeing Сэм Салехпур дал разоблачающие показания перед американскими законодателями, раскрыв, что на заводах отдают приоритет компонентам с дефектами, несмотря на риски для безопасности.
А бывший инженер Джон Барнетт трагически погиб вскоре после выхода на экраны документального фильма Netflix «Крушение: Дело против Boeing». Ранее он и несколько его коллег разоблачили корпорацию в статье для New York Times и останавливаться они не собирались.
Перед смертью Джон предупредил свою семью, что если с ним что-нибудь случится, то это явно не будет «добровольный уход из жизни»…
— Конечно, после этого меры были предприняты. По рекомендации американского президента руководители корпорации «Боинг» подали в отставку: генеральный директор Дэвид Кэлхун, председатель совета директоров Ларри Келлнер, также свою должность покинул Стэн Дил, возглавлявший подразделение коммерческих самолетов компании. Но исправить положение, сложившееся за десяток лет — очень непросто. Кризис продолжается.
Хотя в принципе «Боинг» — компания замечательная. На ее самолетах летает весь мир, произведены тысячи лайнеров. Но в последнее время пальму первенства перехватил европейский «Эйрбас». А «Боинг» несет убытки. Ведь после тех катастроф остановился весь парк самолетов. Авиакомпании потребовали от производителя компенсации их издержек, простой самолетов — финансовая «удавка на шее» компаний перевозчиков.
«СП»: Справится ли «Боинг» с трудностями?
— Конечно, справится. Эта компания дает в американский бюджет колоссальное количество средств в виде налогов, в ней трудятся миллионы людей, которые не дадут просто так все развалить.
«СП»: Однако то же было на автомобилестроительных заводах в Детройте. И где теперь те заводы? Разорились после того, как производство перевели сначала в Европу, а потом в Азию.
— Хорошее сравнение и правильная аналогия, но автомобилестроительные заводы Детройта заменили другие американские производители, а других крупных авиастроителей кроме «Боинга» в США пока нет. Это их монополист и безусловный авторитет — номер один в мире.
«СП»: Как отразится происходящее в корпорации «Боинг» на нашей стране?
— Самое главное, чтобы наши государственные органы были озабочены происходящим за океаном и не пускали на самотек, как это случилось в Америке.
А наши регулирующие органы, в первую очередь Ространснадзор, не позволят ни одному самолету, не имеющему сертификата годности, производить полеты с пассажирами — это их предназначение.
А «Боинги» продолжают у нас эксплуатироваться. Антироссийские санкции, которые призваны нанести нам «удар под дых» не сработали. Наши авиакомпании справляются, благодаря российским авиационным инженерам, обладающим большим опытом эксплуатации воздушных судов и своих, и иностранных.
Впрочем, и благодаря различным ухищрениям, на которые мы вынуждены идти — параллельный импорт и прочее. Главное — предусмотреть и заранее ликвидировать возможные риски, во избежание летного происшествия.
«СП»: Сейчас происходящее вокруг корпорации «Боинг» активно обсуждается. Так, среди прочего, говорят, что русский титан, точнее его отсутствие, из-за отказа американцев его покупать, повлияло на безопасность полетов американских авиалайнеров?
— Нет. Российский титан, конечно, важная составляющая авиастроения любой страны, но в мире ему есть альтернатива. Просто у других производителей детали из титана обойдутся в несколько раз дороже наших. Это для них плохо, но не смертельно.
Смертельно пока только — для бывших инженеров. Естественно, пресс-служба Boeing все отрицает: никаких преследований, просто у некоторых сотрудников «слишком разыгралась фантазия» и «слишком длинные языки». Администрация же интенсивно, но вежливо общается с персоналом, муссирующим слухи, пояснил глава службы внутренней безопасности компании авиа-гиганта Борис Мендоза.
Он предлагает не просто жить дружно, а очень дружно. В отношении же тех, кто недостаточно дружелюбен в рамках «корпоративной семьи», эта семья, обеспокоившись и расстроившись, может предпринять меры.