В России начался самый настоящий «генералопад». Что ни день, общество узнаёт об отстранении, задержании или сразу аресте того или иного высокопоставленного военного.
Летят головы заместителей как министра обороны, так и начальника Генерального штаба. Обвинения стереотипные — взятки. Похоже, коррупции в минобороны станет меньше. Но как чистка скажется на ведении боевых действий? И на подготовке к большой войне с Западом, вероятность которой в недалёком будущем всерьёз отлична от нуля.
Минувшие сутки подарили досужей публике сразу несколько свежих историй. Главная из которых касается командующего 20-й армией Сухраба Ахмедова.
По данным СМИ, его сняли с должности и «вывели в распоряжение» руководства. Кстати, 20-ю общевойсковую в минобороны называют самым крупным объединением Вооруженных сил РФ. Неужели её командарм тоже оказался взяточником, вором? Лучше бы нет. Праведный гнев в отношении коррупционеров имеет и оборотную сторону — разъедает авторитет армии, как института.
По мнению военного блогера Юрия Подоляки, всё дело в «тупейших атаках» в лоб, вверенного Ахмедову объединения. «Этот «гений» полтора года назад, чтобы получить звезду «Героя России» в неподготовленных атаках уложил в землю свою бригаду. Но это не стало приговором его карьере.
Сейчас этот «герой», уже в ранге командарма делает то же самое — «зарабатывает» «Звезду Героя», тем же самым способом — неподготовленными атаками, теперь уже в масштабах вверенной ему армии", — ругался ранее Подоляка.
Жёстко? Ещё бы. Но что-то ведь надо с этим делать. Хуже подобной нетворческой и нерезультативной тактики только системные провалы, в не меньшей степени убивающие армию.
Например, катастрофическое положение на фронте со средствами связи, которое, по свидетельству очевидцев, на третий год боевых действий принципиально не изменилось. Если бы не волонтёры, поставляющие в части китайские рации, все эти «Баофенги», войска по-прежнему пользовали бы отечественные допотопные «тапики».
Вот почему задержание накануне начальника Главного управления связи ВС РФ генерал-лейтенанта Вадима Шамарина вызвало вполне закономерную реакцию. «Всё что происходит с нашей связью, идёт по разделу „военные преступления“, — считает военный эксперт Владислав Шурыгин. — За два года СВО мы так и не смогли выстроить полноценную широкополосную закрытую цифровую связь, которая бы работала в масштабе всех войск. Руководство связи нужно судить за преступное бездействие, халатность и содействие врагу».
Но на деле Шамарину пока предъявляют только взятку (жена выгораживает — говорит, приятели дали в долг). То есть личное обогащение, а не провал основной работы. Как и третьему свежему высокопоставленному арестанту — главе управления департамента Минобороны по обеспечению гособоронзаказа Владимиру Вертелецкому. Он, по версии следствия, злоупотребил должностными полномочиями, чем нанёс ущерб в 70 млн рублей. Взяли его прямо в рабочем кабинете и увезли на автозаке. Начальнички…
На фоне разложения отдельных высоких командиров не могут не радовать крупицы справедливости, проявленной в отношении тех, чей авторитет в войсках высок. В частности, генерал-майор Иван Попов, внезапно арестованный 17 мая, по ходатайству следствия должен быть переведён из СИЗО под домашний арест.
С первой попытки не вышло. Скоро отстанут, извинившись? Возможно. Хотя ему и предъявили обвинение (на шестые сутки после ареста!), это больше похоже на попытку сохранить лицо.
Репутация — великая сила. Честным стараются помочь другие честные люди. Вот и Попову подставили плечо — политик Олег Царёв.
Обширные личные связи и авторитет помогли ему восстановить детали картины с «исчезновением» неких металлоконструкций для строительства оборонительных сооружений (в чём и обвиняют экс-командарма 58-й). Оказалось, речь идёт о бесхозном «украинском» металле, переданном военным из-за дефицита леса (вот что надо расследовать!). Теперь этот клубок, наверное, распутают.
По мнению Царёва, если бы не личный конфликт с Герасимовым, никто случай с пропажей бесхозного металла расследовать не стал бы. Его собеседники даже привели пример Жукова, который вывозил себе трофеи из Германии эшелонами, но из-за этого менее великим полководцем не стал. Отбирал-то у немцев. Параллель спорная, но эффективность Попова и его популярность в войсках сомнений не вызывает. Не зря за него «топят» такие информированные военные блогеры как тот же Подоляка, Сладков, Коц («СП» тоже писала).
А вот совсем не блогер, но фронтовик, боец, участник СВО и при этом наш коллега по «гражданке» — журналист Никита Третьяков — резонно напоминает, что коррупционеры, к сожалению, бывают эффективные или неэффективные. И если на смену арестованным генералам придут другие, пусть даже и честные, но делающие своё основное дело ещё хуже, то хорошего в этом мало. Он видит в антикоррупционной кампании Минобороны скорее победу одного клана над другим и скорый делёж наследства. Реалист?
А ведь подготовка победы в СВО, пожалуй, важнее пусть и справедливого, но наказания любителей присвоить то, что плохо лежит.
Другое дело, что увлечённые личными гешефтами генералы вряд ли стараются в части своих служебных обязанностей. Тогда их замена на нижестоящих офицеров может придать военному ведомству необходимый динамизм. Молодые и голодные, только ещё жаждущие карьерных свершений, всегда энергичнее тех, кто давно наелся и отвалился в тяжелой неге, переваривая проглоченное.
Заблаговременная ротация высших военных, от которых зависит системная подготовка ВС РФ, тем важнее, что, кажется, намечается большая война. «То, что происходит сегодня в Брюсселе и Вашингтоне, возможно, больше в Брюсселе, чем в Вашингтоне, является своего рода подготовкой настроений к возможному прямому военному конфликту. Мы смело можем назвать это подготовкой к вступлению Европы в войну», — заявил Виктор Орбан. А кому, как не ему, знать и понимать такое. Против кого война? Против России.