Таджик Закирулло Ганиев с детства мечтал стать учителем истории. Все, что связано с историей СССР и России, знал назубок, потому что интересовался этим с детства. Но его судьба сложилась иначе.
Когда Закирулло исполнилось 20, он по собственной воле поехал в ДНР воевать. Ему пришлось соврать родителям. В феврале 2022 года сказал родным, что якобы едет в РФ на заработки. Но уже в марте Ганиев прибыл в Донецкую Народную Республику.
В зоне СВО молодой человек вступил в легендарную бригаду Донбасса, где получил позывной «Зик». Был стрелком, штурмовиком, несколько раз был ранен, получил серьезное повреждение позвоночника, заново учился ходить. Несмотря на ранения, продолжал служить.
В какой-то момент командование поставило вопрос о его реабилитации после ранений. И тогда, в 2023 году, Закирулло Ганиев обмолвился, что мечтает получить российское гражданство. Собственно, иного пути у него не было: в случае возвращения на родину он, по местным законам, должен быть задержан и осужден по статье о наемничестве.
Однажды, после очередного ранения, Закирулло попал в частный реабилитационный центр доктора Волковой в Екатеринбурге, где познакомился с журналистами, готовившими репортаж о героях СВО.
«У нас в Екатеринбурге есть частная клиника, которая безвозмездно помогает ставить на ноги бойцов СВО, получивших ранения. Мы познакомились с Закирулло в этой клинике, — рассказывает журналист URA.RU Джанита Джалатова. — Тогда я узнала от Ганиева, что он мечтает получить российское гражданство. Но как и, главное, когда его оформлять, он не знал. Поправив здоровье, снова отправился на СВО».
Поскольку парень все время был на передовой, заниматься оформлением документов у него физически не было времени. Он постоянно выполнял боевые задания в разных точках — то в ДНР, то в Запорожье…
«Я понимаю, что могу подать документы и начать оформлять гражданство. На это уйдет куча сил и времени. Буду бегать кругами из-за бюрократических особенностей. И вроде бы это тоже вариант, точнее, рабочий вариант. Но мне кажется, что ребята, которые защищают Россию от всякой нечисти, и неважно, какое у них гражданство, должны иметь какие-то послабления в получении паспорта РФ. Решать, конечно, законодателям. Это всего лишь мои мысли. Но буду безмерно счастлив, если мне поспособствуют в том, чтобы стать гражданином страны, которую уже больше года защищаю на передовой», — сказал Закирулло.
Ганиев решил написать письмо президенту России. В своем обращении он попросил главу российского государства оказать помощь в получении гражданства РФ. «Я уверен, что СВО закончится нашей победой, ну, никак иначе. И тогда мне придется вернуться в Таджикистан, а там меня ждет тюрьма — 20 лет. На родине никому не интересно то, что я патриот нашей общей советской истории. Я буду очень счастлив, если стану гражданином страны, которую я люблю, уважаю и защищаю», — сказал журналистам Ганиев.
Джанита Джалатова, готовившая репортаж о бойце, вышла на уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяну Мерзлякову. Омбудсмен отметила сложность ситуации, поскольку боец постоянно находился в зоне СВО. Но несмотря на это, дала совет, как лучше действовать в этой ситуации.
В сентябре 2023 года советник главы ДНР Ян Гагин приехал в Екатеринбург на форум. Во время мероприятия журналистка обратилась к Гагину за помощью. Советник главы ДНР оставил свой личный номер телефона и предложил связаться с ним через несколько дней. Когда созвонились, Гагин посоветовал Ганиеву обратиться в миграционную службу ДНР и лично подать документы на гражданство.
Но боец на протяжении пяти месяцев беспрерывно участвовал в боях, из-за чего не мог лично посетить миграционную службу. Но все же в конце февраля этого года пришел и подал необходимые документы. А 26 июня — официально стал гражданином России.
«Я безмерно счастлив», — говорит Закирулло.
Сейчас Ганиева отправили в Москву на лечение, чтобы он прошел серьезную реабилитацию: одна нога после ранения потеряла у него чувствительность. На вопрос журналистов, что будет делать после лечения, Закирулло отвечает четко: «Обратно на СВО. И воевать до победы. А после — останусь жить в ДНР, такое решение я уже принял».
Возникают закономерные вопросы к миграционной службе. В ММЦ толпы мигрантов получают без проблем наши паспорта, а ребята, воюющие на СВО, не могут получить российское гражданство годами, проливая кровь за нашу страну.
Почему в получении российского гражданства герою СВО из Таджикистана помогали правозащитники, журналисты — кто угодно, но не МВД? С таким вопросом «СП» обратилась к кандидату юридических наук, профессору Международного юридического института, генерал-майору в отставке Мансуру Юсупову.
— МВД продемонстрировало в данном случае формализм. Бездушие, к сожалению, встречаются в последнее время в этой структуре часто. С другой стороны, министр МВД жалуется, что некому работать, текучка. Но все это не оправдывает тот факт, что российское гражданство герою СВО помогли получить в конце концов журналисты и правозащитники.
«СП»: Может быть, нужны какие-то послабления в миграционном законодательстве именно для таких случаев, когда иностранный гражданин воюет на СВО, на передовой, и хочет получить российское гражданство?
— Безусловно, послабления в законодательство для таких случаев давно назрели. И инициировать их должна Госдума. Если человек воюет за интересы России — он автоматически должен становиться гражданином России, без всякой волокиты. Во всяком случае, проходить долгие бюрократические процедуры он не обязан.
В случае с Закирулло Ганиевым все закончилось в целом благополучно. Увы, так бывает не всегда. Этнический татарин с паспортом гражданина Таджикистана Ибрагим (фамилию он не озвучивает из-за страха за свою жизнь) уже много лет не может получить гражданство России. Вернуться обратно в Таджикистан он не может, потому что, когда началась СВО, вступил в «ЧВК Вагнер», был награжден несколькими медалями. Вернулся по ранению, получив контузию и осколок в бедро. И оказался не нужным стране, которую защищал…
Гражданство России он так и не может получить. При этом все три дочери Ибрагима — гражданки России. А их отец — по паспорту гражданин Таджикистана.
История у Ибрагима достаточно трагичная. Он оказался в Таджикистане, когда был ещё ребёнком: его родителей отправили из Татарстана во времена СССР по распределению как молодых специалистов с высшим образованием, чтобы поднимать южную республику. Во время своей гражданской войны, таджикские боевики убили родителей Ибрагима, а сам он оказался в детдоме. Затем Ибрагим перебрался в Россию, где больше 20 лет прожил с паспортом Таджикистана, хотя и является представителем коренного народа нашей страны.
В 40 лет у мужчины истек срок действия таджикского паспорта. Сейчас ему 44, и он превратился в человека без документов, который даже не может обратиться к врачу и устроиться на работу. Сразу после того, как Ибрагим вернулся с СВО, он обратился в органы ГУВМ МВД. Там обещали «два-три месяца на рассмотрение». Но прошло уже почти полгода, а ответа нет до сих пор.
«Ибрагиму необходимо обратиться в органы прокуратуры и подать жалобу на бездействие чиновников, — считает Мансур Юсупов. — Сколько сирот наших коренных народов осталось в других республиках после распада СССР? Почему наше государство закрывает на это глаза и не предоставляет гражданство? Неужели и в этом случае надо писать в Госдуму или президенту, хотя вопрос решается чисто формально».
Новости, мнения, комментарии о мигрантах и миграции читайте в теме «Свободной Прессы».