Они пикетируют проходную агрегатного производства и требуют хоть каких-то денег. Это первая массовая акция протеста в украинской «оборонке».
Завод им. Малышева — крупнейший производитель боевых машин в бывшем Союзе. Здесь родился знаменитый Т-34. После войны предприятие выпускало серию советской бронетехники, вершиной которой стал Т-84 — лучший на этот момент танк Украины. Также разработан новый танк «Ятаган», приведенный под стандарты НАТО.
Сейчас жизненно важным бизнесом для «малышевцев» стали поставки в страны Юго-Восточной Азии и Китай. В цехах кипит работа — готовятся двигатели для отправки в Народную армию Китая. Однако последнюю полноценную зарплату харьковские танкостроители получали еще в середине лета. До ноября им выплачивали по 10−20 долларов на руки, а к новому году «облагодетельствовали» четвертью месячной зарплаты. Больше не платили ничего.
Несогласным предлагают уволиться, но прямо говорят, что долги тогда не отдадут. Другую работу найти трудно — промышленность Харькова стоит, вакансий на других заводах нет, на одно свободное место претендуют восемь человек. Бунт на заводе Малышева начался, когда несколько рабочих с позором высадили из общественного транспорта за неуплату проезда. «Меня из трамвая выгнали, потому что кондуктор не хочет знать, что нам завод не платит, —плачет станочница Татьяна. — Кормить семью нечем, купить лекарства не за что. Они дождутся — мы решили заживо себя сжигать под стенами завода! Я буду первой!..»
Генерального директора Алексея Подгорного подчиненные встретили криками «Ганьба! Позор!» Он не ответил на вопрос, когда рабочие получат деньги.
— Вы срываете сроки поставок заказа в Китай! — обвинил заводчан г-н Подгорный. — Вернитесь на территорию завода, встаньте к станкам, тогда и поговорим.
Директор предупредил организаторов забастовки о возможных репрессиях за нарушение трудового законодательства, запрещающего подобные акции на предприятиях ВПК. Рабочие пообещали, что вернутся к станкам не раньше, чем им дадут зарплату. Еще одно требование — включить отопление. Всю нынешнюю зиму ради экономии оборонные цеха оставались холодными.
Пока у заводской проходной продолжается митинг, в госпиталь слегли 88 курсантов харьковского Института танковых войск. Диагноз у всех один — «острый энтероколит». Проще говоря, будущие офицеры-танкисты отравились несвежим мясом.
Делом занялась военная прокуратура Харьковского гарнизона. Как утверждает санитарный врач Минобороны Валерий Баркевич. «причиной массового отравления является употребление испорченных продуктов в связи с отключением гарнизона от электроснабжения».
В конце января Институт танковых войск вместе с другими воинскими частями Украины остался без света из-за долгов Минобороны. Первыми начали протестовать курсанты из Китая. Не желая международного конфликта, командование обеспечило иностранцев нормальной пищей и даже подключило дизель-генератор, чтобы не срывать китайцам занятия. Зато украинские хлопцы молчаливо ели, что дают.
Из досье:
Харьковский завод Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (ХПЗ РПиМО) был построен в 1896 году в районе, названном Балашовкой. Первый паровоз выпушен 5 декабря 1897 года. С момента основания завод был центром рабочего революционного движения в Харькове. В 1905 году на нем работал Артём (Сергеев). На заводе была создана боевая дружина и налажено подпольное изготовление оружия.
Один из первых машиностроительных заводов, включившийся в дело оснащения Красной Армии современными танками. В 1927 году ему была поручена организация работ по танкостроению, а в дальнейшем и разработка конструкций отечественных танков.
С 1928 по 1931 года выпускались танки Т-24, с 1931 года — танки серии БТ, от БТ-2 до БТ-7М. В 1939 году Михаил Кошкин создал лучший средний танк Второй мировой войны Т-34.
После войны выпускались Т-44, Т-54, Т-55, Т-64, Т-80, Т-80У, Т-80УД. В 1979 году ХКБМ было присвоено имя его долговременного Главного конструктора, дважды Героя Советского Союза А. А. Морозова.
В 1995 году был разработан лучший на настоящий момент танк Украины Т-84. Также разработаны танки «Оплот» и «Ятаган», являющиеся танками нового поколения. Основаны на опыте создания Т-80УД и Т-84. «Ятаган» является ничем иным как «Оплотом», приведённым под знаменатель стандартов НАТО.
В 2008 году ХБКМ разработал и завод выпустил специально для съёмок фантастического фильма Обитаемый остров т. н. «монстра» — розовый инопланетный «танк"-автомат (на восьмиколёсном шасси земного советского БТРа), на котором разъезжает Максим Каммерер.
(Википендия)
Фото btvt.narod.ru, gs.sloboda.net