Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Путешествия
3 сентября 17:55

Счетная палата взглянула на внутренний туризм. Главное достижение — воровства пока особо не замечено

Отдых-2024 побьет все рекорды по дороговизне, что опять пошло не так?

3639
Счетная палата взглянула на внутренний туризм. Главное достижение – воровства пока особо не замечено
Фото: Petrov Sergey/news.ru/TASS

Деятельность Минэкономразвития, Минстроя и упраздненного Ростуризма, а также некоторых региональных властей, получавших субсидии на развитие туристической инфраструктуры, — признана недостаточно результативной. Таковы результаты аудита использования бюджетных средств, выделенных в 2021—2023 годах на федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Проверка задействованных министерств и ведомств началась в сентябре 2023-го и шла аж восемь месяцев. Нецелевого использования бюджета на развитие инфраструктуры Счетная палата не выявила, но и не похвалила за реализацию государственной политики. Нормативно-правовое регулирование в туристической отрасли отстает, и исполнение мероприятий федерального проекта идет ни шатко, ни валко. Планы развития туристских территорий если и даже реализуются, то как-то не убедительно.

Читайте также
Отпуск 2024: Пришло время считать потраченные деньги, лечить нервы и слушать сказки про «расцвет внутреннего туризма» Отпуск 2024: Пришло время считать потраченные деньги, лечить нервы и слушать сказки про «расцвет внутреннего туризма» Отдых в России дорожает быстрей, чем отели Турции

Впрочем, это видно и без выводов Счетной палаты. Отдых-2024 внутри страны наверняка побьет все рекорды по дороговизне, при этом доступнее он не стал. В чем же дело?

Главный редактор портала Profi. Travel Артём Чумак пояснил, что, когда заключается договор между банком и инвестором с участием госкорпорации «Туризм.РФ», то просчитывается стоимость того или иного проекта:

— За последние же годы мы видим, как стройматериалы стремительно растут в цене чуть ли не каждый месяц, по крайней мере каждые полгода. А стройматериалы — это только одна сторона вопроса, транспортировка, логистические услуги тоже дорожают.

В результате проект рассчитывается, составляется, согласовывается, утверждается смета, выделяется банком под льготный кредит некая сумма. Затем, когда инвестор начинает воплощать проект в жизнь, оказывается, что цены стали другие. Либо ему нужно вкладывать свои деньги, либо отказываться от реализации. Так часть проектов была заморожена, когда оказалось, что инвесторы «не вписываются» в смету. Заново все согласовать по имеющимся правилам невозможно.

«СП»: Значит, причины вполне объективные: инфляция, рост цен, а злодеев с расхитителями по большому счету нет?

— Да, причины объективные. Но при этом развитие внутреннего туризма идет своим чередом. И это развитие также связано с рядом объективных причин: сильное подорожание зарубежных туров, фактическое закрытие многих европейских направлений, ведь визу туда получить сложно, прямых рейсов нет, все очень дорого и неудобно. Даже самое популярное турецкое направление подорожала в несколько раз. Теперь стоимость отпуска там можно приравнять к покупке нового авто.

А еще в России увеличивается количество «невыездных». Поэтому естественным образом и очень сильно растет спрос на внутренний туризм, на путешествия по России, что предполагает развитие инфраструктуры.

Но ситуация очень шаткая. Дело в том, что в туризм пришли новые инвесторы. Когда объявили программу кредитования «Туризм.РФ», в отрасли появилось очень много людей, которые раньше не сталкивались с туризмом. Они просто решили для себя: почему бы и нет! Вроде бы ситуация располагает к тому, чтобы вложится. Спрос растет, а значит, можно строить отели. Но есть подозрение, что этот спрос растет сейчас, а потом все может поменяться. Невозможно просчитать, что будет завтра. Может, опять «откроют Европу»?

Поэтому многие, когда начали консультироваться с опытными экспертами, свернули с этого пути. Оказалось, что окупаемость уж очень долгая. Прогнозы делать сложно. Некоторые бизнесмены поняли, что их решение вложится в туристическую инфраструктуру было скоропалительным.

«СП»: У инвесторов нет уверенности в завтрашнем дне?

— Много непрогнозируемых обстоятельств. Любой инвестиционный проект типа строительства отеля, кемпинга, гостиничного комплекса — не окупится меньше чем за пятнадцать лет — таков и должен быть горизонт планирования. А у инвесторов нет уверенности, что за эти пятнадцать лет ничего не поменяется. Что останется платежеспособный спрос населения.

«СП»: А Счетная палата по итогам проверки уже направила обращение в Генпрокуратуру. Не полетят ли головы, как это случилось в Минобороны?

— Я бы не стал делать такие прогнозы. Для торможения есть причины. В любом проекте всегда имеются два варианта развития событий: либо он будет выполнен, либо нет. Да, проверки прокуратуры пройдут, но каковы будут их результаты — узнаем, когда они закончатся.

Политолог востоковед Станислав Тарасов напоминает, что даже в Турции, с которой хочется брать пример, туризм развился далеко не вдруг:

— Основы закладывались еще в начале 60-х годов, но результаты проявились только при правлении Тургута Узала, сначала в качестве премьер-министра в 1983—1989 годах, затем в 1989—1993 годах, президента Турции. Это почитаемый в Турции реформатор, автор экономического чуда Турции. Но у страны есть своя специфика — это ведь не добывающая страна. Экономика не сырьевая. Туркам пришлось искать и находить новые точки экономического роста для того, чтобы жить, не залезая в долги иностранных инвестиций.

Тургут Узал заложил основы местного туристического бизнеса: это в первую очередь бизнес, но, с другой стороны, местный туризм развивает национальное самосознание турок. Этот политик считал, что граждане должны знать свою страну. Теперь жители узнают свою страну, по сравнению с Россией не такую большую. А что, если не отдых, располагает к изучению родины? Но для этого должны быть созданы благоприятные возможности.

Вот в Турции стали развивать туристическое кластеры на Средиземноморском побережье, в Анталии. Постепенно они стали получать доход. Сейчас там очень много высококлассных отелей. Туризм стал вытягивать другие отрасли, текстильную промышленность, агросектор, росло производство потребительских товаров. После развала СССР турки одели и обули Россию.

В наши дни Турция конкурент для российских регионов. Ведь слетать в Анталию подчас дешевле, чем в Крым, не говоря уж про Байкал. Развивая наш внутренний туризм, нужно понять, как сделать его выгодным. Наша страна огромная, люди могут прожить жизнь и не побывать на Урале, в Сибири на Камчатке.

«СП»: Добро пожаловать в Магадан? Спасибо, лучше вы к нам…

— Перелеты дорогие, гостиницы только-только начали развивать. Это все долгосрочные, но, я считаю, перспективные вложения, если смотреть с учетом опыта такой страны, как Турция.

Читайте также
Дурдом на колесах: РЖД взвинтила цены до небес. Интересно, Путин знает? Дурдом на колесах: РЖД взвинтила цены до небес. Интересно, Путин знает? Железнодорожные пути превратились в территорию экспорта и импорта. Пассажиры — на последнем месте

«СП»: Но разве большинство наших туристов не предпочитают пляжный расслабленный отдых?

— Это зависит от воспитания. По моим наблюдениям, европейские туристы приезжают в Турцию в том числе для знакомства с памятниками раннего христианства, Античности. Есть там, конечно, и памятники исламского зодчества, 68 древних мечетей, но мусульманские туристы, по большей части, едут в Турцию ради комфорта и хорошего сервиса.

Вот и в нашей стране прагматический вопрос развития туристического бизнеса должен сочетаться с познавательным фактором — свою страну надо знать. И это надо в людях воспитать, чтобы у человека появилась потребность, желание повидать красоты той же Сибири.

«СП»: Даже не обязательно ехать так далеко. Можно выбрать близкий Торжок, воспетый Пушкиным, городок, который вместо обслуживания туристов медленно разваливается.

— Думаю желающих съездит в этот старинный русский город, на денек из Москвы, Питера или Твери будет много. Главное создать инфраструктуру. Так что здесь столкнулись интересы малого бизнеса и большой политики.

Основатель «Академии бизнеса и стратегического маркетинга» Юлия Корчагина подтверждает, что внутренний туризм в России набирает обороты, и этот тренд сохраняется в 2024 году:

— Однако выявленные Счетной палатой проблемы с развитием туристической инфраструктуры подчеркивают необходимость пересмотра подходов к планированию и реализации проектов.

Ситуация, при которой в отдельных регионах на один номер в отеле приходится несколько сотен туристов, желающих там поселится, как, например, в Санкт-Петербурге, свидетельствует о том, что текущие меры поддержки строительства новых гостиниц и других объектов туристической инфраструктуры — остро недостаточны.

Важно не просто выделять средства, а обеспечивать их эффективное использование, с учетом реальных потребностей тех или иных регионов. Также стоит пересмотреть практику льготного кредитования, учитывая загрузку существующих гостиниц и объемы туристического потока.

Неравномерное развитие инфраструктуры не только сдерживает рост туризма, но и может негативно сказаться на репутации регионов как туристических направлений. Необходимо ускорить строительство туристических кластеров и обеспечить синхронизацию мастер-планов с региональными и федеральными программами.

Важно учитывать изменения в предпочтениях туристов. Растущий интерес к семейному отдыху требует увеличения числа семейных номеров в гостиницах, что также должно быть отражено в планах развития. Для достижения целей «Стратегии развития туризма до 2035 года» необходимо усилить контроль за реализацией проектов и синхронность действий всех участников процесса.

Последние новости
Цитаты
Павел Селезнев

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня