О том, как получить породистого щенка бесплатно, от чего спасает стерилизация, как правильно кормить любимого кота и к чему готовиться владельцам мини-пигов — мы поговорили со специалистом высшей квалификационной категории, хирургом, главным врачом сети клиник социальной ветеринарии «Мартовский кот» Михаилом Шеляковым.
«СП»: Михаил Александрович, несмотря на то, что Сеть переполнена трогательными картинками и видео с кошками и собаками, кажется, что брошенных и бездомных питомцев меньше не стало. Так ли это?
— Тем не менее то, что борьба с бездомностью братьев меньших становится трендом — уже хорошо. Ведь часто люди, заводя себе кошечку или собачку, не вполне осознают, что теперь это — еще один член семьи, за которого нужно в полной мере нести ответственность. Поэтому волонтеры, которые спасают брошенных, попавших в беду животных, прививают, лечат, социализируют — тем самым выполняют важную социальную миссию. Благодаря им питомцы в конце концов попадают в по-настоящему ответственные руки.
А ситуация такова, что при недостатке домов, готовых приютить брошенок, самих животных по-прежнему много, сегодня в приютах можно без проблем подобрать себе даже породистых, чистокровных собак и кошек, которые, как мы знаем, в зоомагазинах стоят весьма недешево.
Или вот, например, в год Свиньи было модным заводить себе карликовых домашних свинок — мини-пигов. Кто спорит, поросенок в доме — милейшее существо, которое при этом издает много звуков (к чему не все готовы), хрюкает, цокает копытцами по паркету. Пиги весьма мерзлявые, поэтому для прогулок их надо дополнительно утеплять. А еще их вес приходится контролировать специальной безбелковой диетой, иначе маленькая, размером с небольшую собачку, всеядная свинка в любом возрасте может спокойно набрать до 100 килограммов. Пристроить их потом, да еще в хорошие руки — задача очень непростая.
«СП»: Осенью, когда заканчивается дачный сезон, брошенных домашних животных становится еще больше. Какие есть варианты решения этой проблемы?
— Всем знакомая ситуация: приехав весной на дачу, люди часто обнаруживают где-то в сарае новорожденных котят, умиляются и начинают их кормить. К концу лета котята вырастают во вполне половозрелых котов и кошек. Ответственные граждане начинают судорожно их пристраивать, действительно, да, осень — самое тяжелое время поиска новых домов брошенным, оставленным на дачах животным. Поэтому, очень важный этап в уменьшении количества бездомных животных — стерилизация. Кстати, несмотря на желание волонтеров пристроить максимум животных, у них есть и ограничения — так, в конце октября перед Хеллоуином, даже при резком росте спроса, они отказываются пристраивать черных кошек, для их же безопасности.
«СП»: В деревне, где летом мы живем на даче, порой кажется, что у соседей кошек больше, чем клубники на грядках. Насколько вообще они плодовиты?
— Однажды математики смоделировали процесс, и выяснили, что если одна кошка в течение жизни (возьмем 15 лет) будет свободно производить потомство, все оно выживет и в свою очередь также произведет потомство, и так далее — такая геометрическая прогрессия в итоге за 15 лет приведет в мир еще около 150 тысяч котов и кошек! Конечно, это ситуация чисто гипотетическая, и наши дворы, как видим, не забиты доверху котами, но масштаб явления понятен.
«СП»: Получается, что стерилизация — не только гуманный, но и необходимый процесс?
— Конечно, причем не только для регулирования популяции — стерилизация как кошек, так и собак благотворно сказывается на их здоровье, особенно у «девочек», помогая избежать многих гинекологических и, даже онкологических заболеваний. А борьба с кошачьими течками? Самое опасное для здоровья кошки, когда, желая избавиться от ее мартовских оров, хозяева начинают пичкать животное разными «контрасексами», нанося ему просто непоправимый вред.
Что касается «мужского» пола, котов и кобелей, для них кастрация не имеет (в плане здоровья) таких больших плюсов, она скорее важна для коррекции их поведения. Ну а в целом надо сказать, что это современная операция, длится всего 10 минут, легко переносится, часто делается лапароскопическим методом, без разрезов — через прокол удаляется матка с яичниками, что не требует дополнительного ухода после операции. Средняя цена кастрации кошки и некрупной собаки по Москве — 5−6 тысяч.
«СП»: Не так и мало. Понятно, что для домашних питомцев деньги у хозяев скорее всего найдутся. А кто же заплатит за операцию для «ничейных» животных?
— Мы как можем помогаем волонтерскому движению, продвигаем стерилизацию как наиболее гуманный способ регуляции потомства, проводим льготные акции. Но — главная проблема — бездомным животным после операции требуется еще передержка, чтобы потом уже выпустить их в окружающую среду без опасности для себя, других животных и конечно людей. Организовать такую передержку клиники, расположенные как правило в жилых домах, позволить себе не могут. Поэтому передержек для ничейных собак и кошек явно не хватает. Какое-то время назад у нас при поддержке правительства работала экспериментальная программа ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат), потом она по разным причинам забуксовала, но без государственной помощи нам в этом деле все равно не обойтись.
«СП»: А помощь волонтеров? Насколько она значима?
— На волонтерах во многом все и держится. Они работают в приютах — и в этой работе важно все. Например, некоторые добровольные помощники регулярно приходят — помогают просто выгуливать собак, общаются с ними. Это важный социальный аспект — животные должны общаться с людьми.
«СП»: Надо признать, что среди горожан немало и тех, кто вообще не видит смысла в общении с животными. Для таких людей норма — это мегаполисы без кошек и собак, тем более бездомных. Есть ли от них хоть какая-то польза для города?
— Известный факт: когда в Париже практически избавились от уличных собак — в городе тут же резко увеличилось количество крыс. Кроме того, есть такое понятие как «антирабический барьер», он защищает от передачи вирусов бешенства от диких лис или других лесных животных, которые явно будут стараться заполнить освободившееся от собак и котов городское пространство. Однажды я оказался по рабочим делам в Припяти — это город — призрак рядом с Чернобыльской АЭС, где еще работают некоторые энергоблоки. Там нередко можно видеть на улицах животных из окрестных лесов и самое безопасное в этом плане место — сама атомная станция, где работники специально прикармливают собак, чтобы те отгоняли непрошенных гостей.
«СП»: Вы упомянули о бешенстве у животных, во всем мире это серьезная социальная проблема. При этом вакцины от бешенства, которые питомцам нужно вводить ежегодно достаточно дорогие. Возможно ли сделать такую прививку бесплатно?
— Прививку от бешенства питомцам можно бесплатно сделать в любой государственной ветеринарной клинике. Вакцины там используются отечественного производства, вполне эффективные и надежные. Другое дело, что многие владельцы с помощью прививки хотят защитить своих зверей не только от бешенства, но и от многих других болезней, что тоже очень важно. Для этого нужна комплексная вакцина, и она платная. Востребованные комплексные вакцины зарубежного производства по известным причинам сегодня подорожали уже в несколько раз или вообще ушли с рынка. Но почему и российские вакцины, которые заняли эту нишу, тоже резко поднялись в цене — мне лично понять трудно!
«СП»: А отечественные лечебные корма — насколько они качественные, на ваш взгляд?
— Проблема с кормами тоже есть, к сожалению. Нашим производителям пришлось очень резко, раз в десять, наращивать производство, чтобы заместить те корма, которые ушли с отечественного рынка. При таком резком росте качество безусловно страдает. Поэтому сегодня многие владельцы, насколько я знаю, вместо сухих либо влажных кормов из магазина отдают предпочтение натуральному кормлению, начинают готовить для животных сами по рецептам из интернета, для кошек отдельно, для собак — отдельно. Это тоже возможно, только надо иметь ввиду, что самое плохое для здоровья животного — смешивать типы кормления, перебегать от натурального к сухому и обратно. Поэтому взвешивайте свои силы и, если не уверены, что регулярно сможете готовить своему зверю так же качественно как и себе — лучше остаться на комплексном корме из магазина.
«СП»: Михаил, давайте вернемся к ветеринарии. Это часть общей медицины, или у нее свои, особые, не похожие на человеческие законы и методы лечения? Объясните нам, неспециалистам.
— Иногда приходилось слышать, что ветеринары — это недоучившиеся медики. Это конечно не так. Ветеринария — совсем другая наука, со своей спецификой. Например, в ветеринарии нет разделения на «свинологов», «котологов», и так далее — ветеринар должен одинаково уметь лечить всех животных, знать в том числе и частоту сердечных сокращений у северного оленя (в экзаменационных тестах есть и такой вопрос), показатели крови кролика, температуру кошки или собаки — все это надо держать в памяти.
В силу эволюционных причин заболевания у животного проявляются быстро, в острой форме. И оно ничего не может нам рассказать о том, что именно ее беспокоит. Поэтому помимо академических знаний ветеринар должен включать и критическое, и логическое мышление, интуицию, действовать не по стандарту, чтобы успеть вовремя оказать помощь.
«СП»: Какими прорывными, уникальными методиками сегодня владеют ветеринарные врачи?
— Наука быстро идет вперед. Еще не так давно и в клиниках для людей МРТ было редкостью. Сегодня же в ветеринарии широко применяет не только МРТ, есть и аппараты слежения, кардиомониторы, много чего. С другой стороны, мне бы не хотелось, чтобы слишком большое доверие к аппаратуре совсем вытеснило из нашей практики интуицию и чутье врача. Я очень ценю эти навыки старой ветеринарии. Ну вот, например, плессиметр — это тонкий такой молоточек, которым простукивают больного. В 90-х, когда я начинал и еще только появлялись в ветклиниках первые УЗИ и рентгены, я видел, как старая гвардия врачей с помощью фонендоскопа и плессиметра безошибочно ставили диагнозы, по кишечным шумам ухом определяли отравление это или инфекция, много информации считывали по тому как пахнет животное, как оно двигается и так далее. Это важно, чтобы даже не имея под рукой лабораторию и высокотехнологичную аппаратуру, врач тем не менее не был бы беспомощным.
Еще одна особенность ветеринарии — в ней нет жестких протоколов и клинических рекомендации, мы можем позволить себе лечить так, как считаем нужным, главное — получить правильный результат.
«СП»: И, последний вопрос. Способность кошек и собак оказывать лечебное действие на своих хозяев — это миф или правда?
— Это правда. Действительно, животные лечат. Есть даже такое направление, как кототерапия, она же фелинотерапия. Например, общение с кошками показано аутичным детям и детям-инвалидам. Поглаживание кошачьей шерсти оказывает примерно тот же эффект, что самомассаж, заставляя мышцы расслабляться. Кошки не «лечат» в прямом смысле, но общение с животными помогает расслабиться, поверить в себя и получить положительные эмоции от общения с живым существом.
Такое общение полезно для любого человека, особенно для тех, кто страдает от одиночества, депрессии или хронических заболеваний.