Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
30 мая 2011 18:11

Кто придушил крымского «Зубра»?

Загадочная авария уничтожила уникальное производство кораблей на воздушной подушке, предназначенных для Китая

591

На востоке Крыма в буквальном смысле рухнуло «лицо судостроительной промышленности Украины». Именно так называл председатель Совета министров Крыма Василий Джарты Феодосийскую судостроительную компанию «Море», когда осенью прошлого года здесь возобновили строительство скоростных десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр».

Заказчиком боевых кораблей стала Китайская Народная Республика. Контракт объемом около $ 350 млн считался большой удачей госкомпании «Укрспецэкспорт». Его лично подписал зам председателя Всекитайского народного политического совета Ван Ган.

Во времена Союза скоростные десантные суда на воздушной подушке (СВП) типа «Зубр» делали Феодосийский судостроительный завод «Море» и питерское ЦКМБ «Алмаз». Кроме двух наших стран, проектировать и строить СВП способны только пять стран мира: Англия, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Однако модернизированные советские «Зубры» до сих пор не имеют аналогов в мире. Как рассказал «Свободной Прессе» Юрий Першиков, депутат поселка феодосийских судостроителей Приморское — 52-метровый цех завода «Море» действительно уникален. Эту огромную сборочную площадку обслуживали два мостовых крана грузоподъемностью по 50 тонн. Они вместе поднимают корабль на воздушной подушке, который весит 95 тонн.

«При перемещении корпуса изделия двумя мостовыми кранами произошло разрушение и падение одного из них», — говорится в пресс-релизе крымского управления Министерства чрезвычайных ситуаций. Другой официальной информации из режимного предприятия нет.

По некоторым данным, кран-балки начали работать не синхронно и конструкция упала из-за перегруза. Так ли это, проверить трудно. Машинист крана, 60-летняя женщина, погибла под обломками. Она всю жизнь проработала сварщиком, недавно переучившись на крановщика. Лопнувший трос снес череп пожилому сборщику судовых корпусов. 38-летнему рабочему поломало ноги, еще несколько человек ранены.

Последнее десятилетие производственная база в Феодосии была похожа на выжженную землю. «Южная точка» стояла без заказов, отсюда украли все, что только смогли, вплоть до подъездной железнодорожной ветки. В Россию уехали лучшие рабочие и инженерные кадры. В Петербурге крымский корабел-фрезеровщик получал более 2000 долларов — по украинским меркам немыслимая зарплата.

И вдруг они бросают Питер и возвращаются в Феодосию. На заводе «Море» для китайцев заложены два боевых корабля на воздушной подушке проекта 12322, причем работа по одному из них близилась к завершению.

Всего «Укрспецэкспорт» подписал с Министерством обороны Китайской Народной Республики договор на производство четырех боевых «Зубров». Из них два корабля должны быть построены в КНР по лицензии с участием украинских специалистов.

А главное, в соответствии с этим контрактом китайцы получали уникальную техническую документацию. Свою заинтересованность в сделке высшее руководство КНР подтвердило согласием оплатить большую часть долгов производителя украинских «Зубров».

Заказ из Поднебесной обеспечил крымчан работой на ближайшие пять лет. Что потом, неизвестно. Получив документацию, китайцы сами начнут клепать «Зубры».

Сейчас «Зубр» - первый из четырех, предназначенных для Китая — повис на уцелевшей кран-балке. С корабля слетели бронеплиты, произошла серьезная деформация корпуса. «Его не могут опустить вниз, потому что нет самоубийцы, который готов сесть в кран и опустить конструкцию», — сообщили заводчане.

Феодосийская судостроительная компания «Море» впервые переживает ЧП такого серьезного масштаба. Главная беда в том, что из-за падения крана произошла деформация несущих конструкций корпуса цеха. Снаружи цех вроде бы цел, но внутри непригоден для использования. По сути, это катастрофа уникального производства.

Сегодня в Феодосии начала работу межведомственная комиссия по расследованию причин аварии. На предприятии не исключают, что китайская сторона потребует выплаты неустойки и даже откажется от контракта.

Действительно, зачем платить «Укрспецэкспорту», если можно делать самим? По некоторым данным, техническую документацию на проект китайцы получили раньше срока. Большинство кадровых сотрудников СК «Море» уже работает в Китае, где усиленными темпами строится точно такой же завод.

Скоростной амфибийный корабль типа «Зубр» предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье и его огневой поддержки. Способен перевозить 150 тонн груза, в том числе три средних танка и 140 человек десанта. Может передвигаться со скоростью более 60 узлов (около 120 км / ч) по земле, воде, льду и преодолевать препятствия типа «вертикальная стенка» высотой 1,5 м. Оснащен пятью газовыми турбинами. Серийное производство газотурбогенераторов для «Зубров» также осуществляется на украинском заводе «Заря-Машпроект» в Николаеве.

Пока китайский заказ висит на одной стреле, Николаевский национальный университет кораблестроения им. Адмирала Макарова продолжает разработку новых технологий для судов на воздушной подушке. Одним из важнейших элементов такого судна является гибкое ограждение — мягкая оболочка между корпусом и поверхностью, необходимая для преодоления препятствий и волн.

— Гибкое ограждение совместно разработали российские и украинские инженеры, однако выпускал его завод в Ярославле, поэтому россияне считают это своей интеллектуальной собственностью, — пояснил заведующий кафедрой морских технологий, доктор технических наук, профессор Владимир Зайцев. — Создание новой, более совершенной «юбки» позволит сделать проект чисто украинским и приведет к существенной экономической выгоде.

Кроме украинцев, контракт на «Зубры» для КНР стремилась получить Россия, которая вроде бы предлагала китайцам альтернативные варианты. Российско-китайские переговоры велись больше десяти последних лет, однако окончились ничем. По одной из версий, причиной срыва переговоров стала неуступчивость главного разработчика — ЦМКБ «Алмаз». Якобы, питерцы соглашалось передать в КНР документацию на десантный корабль только после поставки 10−15 «Зубров» собственного производства.

Хотя вполне возможно, что российское политическое руководство было попросту не заинтересовано в продаже Китаю технологий производства корабля, который реально изменит военный паритет на Дальнем Востоке. Например, «Зубры» превращаются в кошмар для соседнего Тайваня. Их могут результативно применить и в грядущих пограничных спорах с самой РФ.

Получив отказ, Пекин достаточно быстро договорился с Киевом. Очередной успех Украины на ниве экспорта вооружений вызвал нервную реакцию России. Многие называют нынешнюю катастрофу в Феодосии выгодной для ЦМКБ «Алмаз».

…На самом деле, кран завода «Море» рухнул слишком поздно. Уже в ближайшем будущем верфи Поднебесной при помощи украинских спецов будут способны выпускать то количество «Зубров», которое посчитают нужным.

Крым

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня