Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
6 июня 2011 17:02

Китай выводит в океан первый авианосец

По мнению американцев, скопированный с российского «Адмирала Кузнецова», он унаследовал все его недостатки

96

Менее чем через месяц первый китайский авианосец «Ши Лан», названный именем древнего полководца, может выйти в море. Задача в Пекине сформулирована давно и жестко: 1 июля, в очередную годовщину Коммунистической партии этой страны, Поднебесная должна продемонстрировать миру качественно новый боевой корабль, способный существенно расширить боевые возможности ее флота.

Когда это случится, «Ши Лан» наверняка можно будет заносить в книгу рекордов Гиннеса как самый дешевый авианосец в мире. Потому что его корпус достался Китаю практически даром — в 1998 году за него было заплачено всего 20 миллионов долларов. В день, когда прозвучала команда «Продано!», «Ши Лан» стоял у достроечной стенки Черноморского судостроительного завода в украинском городе Николаеве и назывался тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143.6 «Варяг» (до 1989 год — «Рига»). Из состава ВМФ России он был исключен после раздела Черноморского флота в 1995 году. Киев, которому достался крейсер, подарком судьбы явно тяготился и готов был сбыть даже не в самые хорошие руки.

Когда-нибудь это приобретение наверняка будет отнесено к самым большим достижениям китайской разведки. В 1998 году достроенный до 68-процентной степени готовности «Варяг» был выкуплен у Киева подставной компанией из Аомэня за смешные деньги с целью, якобы, постройки на крейсере развлекательного комплекса. Хотя с самого начала многие выражали сомнения в искренности заявленных намерений китайцев. Потому что приобретали они не только тысячи тонн высокопрочного металла. Из Николаева посланцы Пекина почти за здорово живешь уводили технологии, к которым советские инженеры и конструкторы шли десятилетиями. Но кто тогда на развалинах Советского Союза об этом думал?

Через 14 лет после начала строительства крейсер «Варяг» под буксирами отправился в трудный путь до Китая. 1 ноября 2001 года «Варяг» прошёл пролив Босфор, а уже 3 ноября вошёл в Эгейское море, где попал в сильный шторм и сел на мель в районе греческих островов Северные Спорады. Но, к счастью для китайцев, непогода пощадила крейсер и его удалось снять с мели без особых последствий. Океанская дорога заняла без малого два года — 627 суток. 4 марта 2002 года авианосец «Варяг» прибыл в порт Далянь. Тот самый, что в конце 19-го века вместе с Порт-Артуром был взят в аренду царским правительством России и до самой русско-японской войны был городом Дальним. Бывший русский город-форпост по иронии судьбы и занялся достройкой бывшего русского недостроя-авианосца.

До 2005 года сотни китайских инженеров и техников на коленках исползали тысячи внутренних помещений и все палубы «Варяга». 8 января 2007 года на пресс-конференции Госкомитета по делам оборонной науки и техники было заявлено, что Китай способен построить свой авианосец. 5 марта 2009 года замкомандира десантного подразделения морских сил НОАК, генерал-майор Ма Гочао сообщил, что Китай освоил технологию создания авианосца. И скоро все это увидят.

Сегодня час триумфа близок. Поскольку до назначенного срока рукой подать, на верфи города Далянь работа кипит в круглосуточном режиме. На днях «Ши Лан» получил радиоэлектронную начинку — четыре антенны с активной фазированной решеткой китайской разработки. По данным зарубежных специалистов, параметры установленной на авианосце РЛС схожи с американскими радарами противоракетной системы Aegis. Кроме того, на корабле смонтировано электронное оборудование боевой информационно-управляющей системы.

Одновременно «Ши Лан» получил модернизированную скорострельную 30-миллиметровую артиллерийскую установку Type 730 с вращающимся блоком из десяти стволов. На авианосец также был установлен корабельный зенитный ракетный комплекс самообороны FL-3000N, способный поражать воздушные цели на дальности до девяти километров. Боезапас комплекса — 24 ракеты.

Но авианосца без самолетов не бывает. Поначалу Китай пытался заполучить российский палубный истребитель Су-33. Первое предложение было таким: «Продайте пару штук на пробу». Но к тому времени уже весь мир убедился в редкостном умении этой страны беззастенчиво красть и присваивать чужие технологии. Ведь понятно же, что два Су-33 проблем создающегося авианосца не решат, зато разобрать их по винтику для детального изучения вполне можно. Встречное предложение компании «Сухой» было более реалистичным: покупайте у нас первую партию из 12−14 самолетов Су-33 в стандартной конфигурации приблизительно по 50 миллионов долларов за штуку. Можете использовать их как учебную эскадрилью. Потом — еще 36 усовершенствованных таких же самолетов. Однако и этот контракт сорвался еще на стадии обсуждения.

И все было бы достаточно плохо для лихорадочно готовящегося к первому походу тяжелого крейсера «Ши Лан», если бы снова на выручку не пришел Киев. Там и раньше, и сегодня не было и нет недостатка в желающих подложить России очередную свинью. Она — очередная!- на этот раз обнаружилась в виде оставшегося на Украине Т-10К — прообраза российского палубного истребителя Су-33. Его китайцы и приобрели безо всяких хлопот в 2005 году. Снова занялись копированием. То, что получилось, без зазрения совести назвали исконно китайским J-15. И быстренько запустили в серию.

Есть сведения, что украинцы передали партнерам и документацию для строительства уникального наземного тренировочного комплекса НИТКА для корабельных летчиков, в точности повторяющего размеры и форму палубы тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.6. Потому что точно такой же в советские времена был построен на обрывистом берегу под крымским городом Саки. Самой Украине, об авианосцах и не мечтающей, по прямому назначению НИТКА ни к чему. Зато комплекс служит предметом торга всякий раз, когда у нашей страны возникает нужда в восстановлении летных навыков пилотов Су-33 единственного в России корабельного истребительного авиаполка, который базируется на собрате бывшего «Варяга» — тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Появились сведения, что китайцы по полученным от украинцев чертежам спешно строят собственный комплекс НИТКА на берегу Тихого океана.

В общем, дело строительства в Поднебесной собственного авианосного флота идет темпами, которые не могут не беспокоить даже американцев. Недавно заокеанские специалисты попытались заранее проанализировать слабые места собирающегося в первый поход «Ши Лан». Их выводы опубликовал один из официальных журналов Пентагона. Познакомиться с ними тем более любопытно, что все написанное пентагоновским журналом легко проецируется на российского собрата будущего китайского флагмана авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Вот эти выводы:

— один авианосец ВМС Китая коренного перелома в соотношение сил на Тихом океане не внесет, ибо в регионе уже сконцентрировано более 10 авианосцев и авианесущих кораблей США и их союзников. В перспективе будет сформирована «многонациональная» авианосная группа США и их близких союзников, которая будет насчитывать 22 авианосца и авианосных корабля, включая ВМС Японии, Южной Кореи, Таиланда и Индии. Американский атомный авианосец несет на борту 70 самолетов и вертолетов, в том числе истребители F/A-18, самолеты РЭБ EA-6B или E/A-18G, самолеты ДРЛО E-2, транспортные самолеты и вертолеты соответственно C-2 и H-60. Китайский авианосец и рядом не стоит по сравнению с таким разнообразным потенциалом. Палубный истребитель J-15, являющийся копией российского самолета Су-33, по своим боевым характеристикам значительно уступает американским палубным истребителям F/A-18E/F. Кроме того, авианосец «Ши Лан» не имеет самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и самолетов радиоэлектронной борьбы;

— китайский корабль имеет чрезвычайно маломощную систему самообороны, не имеет достаточно эффективных эскортных сил в виде современных надводных кораблей и подводных лодок. Китай не смог решить проблему создания надежной силовой установки корабля, что является «крупнейшей слабостью» и его предшественника — российского авианосца;

— в настоящее время для эскорта китайского авианосца могут быть использованы только два эсминца Тип 052С, оснащенных неким подобием системы AEGIS. Эти корабли несут в два раза меньше ракет, а их радиолокационные возможности не позволяют отслеживать десятки целей, что могут делать американские корабли, оснащенные системой AEGIS. С подводными лодками боевого охранения ситуация еще хуже. ВМС НОАК имеют две АПЛ Тип 093, но не обладают современной системой подводной связи. Созданные в Китае системы радиосвязи не обладают достаточным уровнем совершенства. Таким образом, китайский авианосец не может полагаться на эффективное прикрытие со стороны подводных лодок;

— Китай приобрел двигательную установку для «Ши Лан» в Украине. Эта силовая установка не может быть надежной. Оснащенный такой же российский авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» большей частью простаивает на своей базе ввиду частых поломок. Если корабль выходит в море, за ним неотступно следует буксир, чтобы в случае очередной поломки отбуксировать обратно в порт. С китайским «Варягом» также весьма вероятна такая ситуация.

В общем, пока Пентагону не страшен «Ши Лан». Но Китай и не скрывает, что делает лишь первый шаг на пути создания мощного авианосного флота. Темпы, которыми он умеет идти к цели, заставляют предположить, что скоро угрозу почувствуют не только американцы.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня