Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило в январе президенту Путину рейтинг регионов России за 2024 год по качеству жизни. В топ-20 вошли пять регионов Уральского федерального округа из шести.
Однако ситуация здесь складывается по-разному. Особенно если сравнить Тюменскую область (4 место федерального рейтинга) и Челябинскую область (19 место). Южноуральцы, к слову, съехали в рейтинге сразу на пять позиций.
АСИ выставляло оценки регионам на базе опросов населения, статистических данных и геоаналитики по ключевым направлениям, включая чистоту территории и состояние окружающей среды, медицинское обслуживание, жилье и инфраструктуру, образование, возможности для работы и ведения своего дела, а также потребление и досуг. Даже инклюзивность учли (то есть вовлеченность жителей в решение проблем сообществ).
«Высокий уровень субъективного счастья человека создает предпосылки для более устойчивого развития общества и экономики», — отмечают в своей методике эксперты АСИ.
Подход принципиально поменялся — вместо цифр, которые любят отправлять в Москву региональные власти, акцент сделан на том, что говорит население России про свою жизнь.
Что не так с Челябинской областью?
Челябинская область — крупный индустриальный регион. Тем тревожнее его падение в рейтинге АСИ.
Предприниматель Алексей Быстрай, владелец одноименного конно-стрелкового клуба, о проблемах которого мы рассказывали, в беседе с «СП» был настроен мрачно.
— В Челябинске жить плохо. Это проявляется во всем. По сути, никто не занимается улучшением жизни населения. Нет такого человека во власти. По логике люди в администрациях разного уровня должны выполнять требования населения. На деле зарплата чиновников никак не привязана к результатам его труда.
«СП»: А где привязана?
— В Китае, например, глава любой администрации заинтересован в развитии бизнеса, в росте экономики на своей территории.
Поэтому в те же технопарки и коммуникации подводят, чтобы предпринимателям можно было работать, и кредиты дают беспроцентные. Это у нас годами невозможно решить проблему с подключением газа, например. И вообще чиновников не интересует, 10 у тебя предприятий или одно, или вообще нет. Неважно, как ты живешь, сколько налогов ты платишь.
«СП»: Вы про какое-то конкретное министерство?
— Например, наше Министерство экономики или то же Министерство спорта взять. Да и Минздрав тоже. Большой штат сотрудников.
А какой толк от работы этих министерств? Но мы их всех содержим. При этом какая у нас в регионе своя продукция, своя техника (тракторы, автомобили, стиральные машины и пр.)? Даже обычные тачки (ручные тележки на одном колесе) закупаем в Китае. При этом китайцы в Россию уже не ездят работать. Наши зарплаты им теперь неинтересны. Потому что Китай — это развитая страна, один из мировых лидеров.
Челябинский краевед Юрий Латышев высказался по-своему в разговоре с корреспондентом «СП»:
— Мне, как пенсионеру, стало жить труднее, так как увеличение цен на продукты, лекарства и транспорт не компенсируется повышением пенсии. Думаю, такая ситуация в большинстве регионов России.
Оппозиционный политик Ярослав Щербаков в беседе с «СП» обратил внимание на то, что люди голосуют ногами:
— Самый наглядный показатель рейтинга качества жизни АСИ — индекс приверженности жителей своим населенным пунктам. Индекс формируется путем опроса населения и измеряет их удовлетворенность жизнью в населенном пункте, готовность рекомендовать его как место для жизни, а также связывать с ним жизнь своей семьи на длительный срок.
При повышении иных 140 показателей «ожидаемо увеличится и индекс приверженности».
Из Челябинска и Челябинской области люди уезжают или планируют это сделать, пока этот тренд власти изменить не удалось.
Среди лидеров по уровню приверженности населения в УрФО за 2024 год — Свердловская и Тюменская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ, который на первый взгляд, в силу суровости климата не должен опережать Южный Урал при выборе места, с которым хочется связать свою судьбу и жизнь.
Известный челябинский предприниматель, пожелавший остаться неназванным, в беседе с «СП» старался сохранять оптимизм:
— Челябинск все-таки становится лучше. Медленно. И не так, как хотелось бы (у каждого свое мнение на сей счёт).
Если кратко, тот же пригородный поселок «Привилегия», фан-парк на берегу Шершневского водохранилища. Катки в Челябинске появляются новые, спортивные сооружения строятся. Это все плюсы.
Минусы — застройка в городе. Надо город расширять. Это дороже. Но зачем строить на Тополиной аллее, например? И так инфраструктура перегружена. Можно сделать там отличный парк. Тем более что напротив заканчивают строить большой лицей.
В Челябинске надо намного больше мест для отдыха, досуга.
Жестко стоит разобраться с сомнительными проектами. Включая тех, кто аквапарк строит 5 лет и еще 15 лет строить будет. А когда построят (если это случится), он будет устаревшим и скучным. Не сравнить с тем же Екатеринбургом.
Те же «ребра Дубровского» (недостроенный мост через реку Миасс в центре Челябинска — «СП») отобрать и сделать что-то хорошее. Или взять Заячий остров. Арендатору земли надо выставить условия: или что-то делаешь, или прости-прощай.
Другие челябинцы отмечают улучшение облика центра города: проспекта Ленина, набережной реки Миасс. Пешеходную Кировку называют визиткой города.
Но опрос в СМИ показал: почти у половины горожан личное благосостояние за последние три года ухудшилось, ещё 20% ощущают сильную потерю в качестве жизни.
Почему Тюменская область — лучший регион в УрФО?
Самые высокие позиции оказались в рейтинге АСИ у Тюменской области. Впереди лишь Москва, Санкт-Петербург и вездесущий Татарстан.
В Тюменскую область переезжают люди из других городов России и даже из других стран. Местные жители объясняют, что в Тюмени ежедневно что-то строится, открывается, улучшается, украшается:
— Уехав даже на две недели, после возвращения обнаружишь новую дорогу, новую кофейню или реконструированный скверик. Что говорить про тех, кто уезжает надолго?
Помимо работы общественного транспорта, бурного строительства (впрочем, его критикуют как бесконтрольное) тюменцы и гости города отмечают отличные дороги, новые развязки. Хотя все тут есть свои нюансы в виде пробок.
Важно, что в Тюмени много мест, где можно приятно провести время. В части из них — бесплатно. В городе проводят просмотры фильмов под открытым небом, фестивали, форумы, мастер-классы по танцам, декоративно-прикладному искусству.
В Тюмени (в отличие от Челябинска), представьте себе, бережно относятся к историческим зданиям: реставрируют, охраняют и поддерживают в хорошем состоянии. Причем, к реставрациям активно подключают местных предпринимателей.
Свердловской области есть, к чему стремиться
В рейтинге АСИ Свердловская область оказалась ненамного выше Челябинской — у региона 17-е место. И это при том, что Екатеринбург — один из тех городов, куда уезжают челябинцы в поисках лучшей жизни.
Тем не менее, столичный урбанист Сергей Капков (бывший глава Департамента культуры правительства Москвы) оценил Екатеринбург как разрозненный город, который не получится пройти насквозь или проехать на велосипеде. Метро Екатеринбургу, по мнению Капкова, не нужно. Зато нужен скоростной трамвай.
Сами жители города главными проблемами Екатеринбурга называют плохую работу общественного транспорта, хаотичную застройку, уничтожение исторических зданий, отсутствие тротуаров во многих местах, отсутствие туалетов даже в центре города. Не хватает в областном центре и зон отдыха.
«Екатеринбург сдал позиции, будто остановился», — с грустью сказал один из опрошенных горожан.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал