С 5 февраля из России стали выдворять нелегальных мигрантов уже без решения суда. Еще несколько лет назад наша страна была достаточно привлекательна для переселенцев из стран ближнего зарубежья. Теперь иначе.
Корреспондент «СП» поговорила об этом с гражданином России, выходцем из Таджикистана по имени Самандай, который сейчас работает в такси Челябинска. Гражданство РФ он получил в 2016 году.
«СП»: Тяжело было стать россиянином?
— После того, как дети появились, мне быстро дали гражданство.
«СП»: В Россию холостым приехали, значит?
— Да. Восемь лет назад было намного легче.
«СП»: А сейчас что не так?
— Сейчас приходится только за патент платить 15 тыс. рублей в месяц, представляете? А сначала, когда оформляешь все, включая медкомиссию, это стоит 25 тысяч. Невыгодно стало работать в России. В Евросоюзе намного выгоднее.
«СП»: Это для того, чтобы продлить мигранту срок пребывания в России, государство взимает такие деньги?
— Да. Кроме этого, еще работодатель платит государству за работников-мигрантов. Но работодатель может сделать официальную зарплату работнику минимальной. Патент — совсем другая тема.
«СП»: Раньше мигрантам в России было проще?
— Намного. После теракта в «Крокус-Сити» стало все очень строго.
«СП»: Тем, кто приезжает в Россию, дорого обходится сдать экзамен на знание языка?
— Экзамен — это не так дорого. Но еще есть медкомиссия, страховка. Без страховки документы на патент не принимают. Тут как с машиной — без страховки нельзя ездить.
«СП»: Интересно, сколько нарушений надо сделать мигранту, чтобы его лишили возможности жить и работать в России?
— Раньше после трех нарушений запрещали въезд в Россию на 3 года или на 5 лет. А сейчас хватит даже одной мелкой причины для высылки.
«СП»: Сколько нужно ждать решения после подачи заявления на гражданство?
— В свое время через три месяца я получил временный вид на жительство. А готовят документы обычно за 40 дней. Но если у тебя появился в России ребенок, можешь сразу на гражданство подавать.
«СП»: В чем плюсы гражданства России?
— Сейчас стало плохо, толку нет работать в России. У кого 70−80 тысяч рублей зарплата, они не будут здесь оставаться. Уезжают в Корею, Евросоюз, особенно в Германию.
«СП»: Европа приглашает мигрантов?
— Да, приглашает. Хорошо, что там не надо патент платить. Если официально работаешь 6 месяцев, тебе сразу вид на жительство дают. И дальше будешь там без проблем жить и работать.
«СП»: Значит, вашим нравится работать и жить в Европе?
— Да. У меня многие знакомые, кто туда уехал, говорят, что все хорошо.
«СП»: А в России хуже?
— Россия большая. Здесь работы очень много. Но нам не дают работать, не дают хороших зарплат. Иногда виноваты и наши бывают. В каждой нации есть плохие люди. Некоторые молодые, кто в Россию приехал работать, начинают тут хулиганить. Реагируют на непонятные объявления в интернете.
Связываются с теми, кто обещает много денег. Это может плохо закончиться. Заработанные деньги некоторые из наших молодых домой уже не посылают, тут тратят.
Вот из-за них страдаем мы все, вся нация. Четыре таджика натворят дел, а плохо потом всем. Много наших отправили домой, другим стало очень тяжело оформлять документы в России.
«СП»: А почему стало сложно получить российское гражданство, сдать языковой экзамен? Требования к соискателям выросли?
— Да, требования большие.
«СП»: Слышала, что даже историю России ввели в число обязательных экзаменов для мигрантов?
— Когда я получал гражданство, мне таких вопросов не задавали. Помню, спрашивали про образование, профессию, кем и где работал.
А теперь задают вопросы и по истории. Кто такой Пушкин, про других известных людей России спрашивают. Но есть русские, которые истории своей страны не знают. Я считаю, это неправильно, такие требования для мигрантов. Самое главное, что надо смотреть — образование. И проверять, порядочный это человек или нет. И еще — знает ли он русский язык. Я так думаю.
«СП»: Значит, не туда смотрят российские проверяющие?
— Вот смотрите. У нас в России много людей с хорошим образованием работают не по профессии: на стройке, в такси. Знаю замечательного доктора. Когда что-то болит, всегда ему звоню, советуюсь. Он быстро мне совет правильный дает, какое лекарство надо. Но он грузчиком здесь работает.
В медицину его не берут, он русский язык не очень хорошо знает. А другой врач, который отлично говорит по-русски, совсем без акцента, он нашел работу по профессии. Хотя рассказывал, что тяжело было. Пришлось пройти профессиональные экзамены, подтвердить свое знание профессии.
Теперь на станции скорой помощи работает. И еще подрабатывает частным способом. Очень уважительно общается со всеми. И с нашими, и с русскими. И другим советует: если хотят в России работать, изучайте русский язык, изучайте традиции России, умейте находить общий язык с русскими.
«СП»: Вам сложно было учить русский язык?
— Сложно. Когда я учился в школе в Таджикистане, нас там учили русскому языку, английскому, китайскому бесплатно. А я не учил языки. Не думал, что пригодится. Теперь жалею.
«СП»: Хорошая у вас страна?
— Очень. Дома хорошие. В столице у нас замечательно. Каждый год езжу на родину, месяц отдыхаю. С работой только у нас чуть-чуть плохо. А так идеально.
«СП» рассказывала ранее, что происходит в уральских центрах тестирования претендентов на российское гражданство.
России не хватает по разным данным от трех до пяти миллионов работников. «Новым золотом» для преодоления кадрового кризиса в производственных отраслях России могут стать женщины, считают аналитики «Экопси Консалтинг». Интересно, российские женщины в курсе такой перспективы?
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал