Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Регионы
2 марта 13:59

«С мечтой о красивом расставаться не хочется»: Челябинскую область ждет трудный год

Почему у некоторых регионов России дефицит бюджета больше, чем у остальных

1746
"С мечтой о красивом расставаться не хочется": Челябинскую область ждет трудный год
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Материал комментируют:

Аналитическое агентство «Эксперт РА» выпустило доклад «Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 года».

По размеру дефицита бюджета в тройке лидеров среди регионов страны неожиданно оказалась Челябинская область (более 48 миллиардов рублей дефицит). По росту госдолга (на 45,6%) регион тоже, увы, в тройке лидеров. Или правильнее будет сказать, в тройке аутсайдеров?

Корреспондент «СП» побеседовал по этому поводу с известным экономистом, руководителем «Центра анализа и прогнозирования» Сергеем Гордеевым.

«СП»: Сергей Сергеевич, Челябинская область показывает невеселые результаты по бюджету, если сравнить с другими регионами. С чем это может быть связано?

— Основы того, что мы наблюдаем в современных экономических процессах, закладывались годами ранее. Наверное, помните, как вице-премьер Андрей Белоусов (ныне — министр обороны России — «СП») поднимал тему сверхдоходов некоторых крупных предприятий, возникших в силу колебаний конъюнктуры рынка.

Читайте также
Денег у людей - навалом, а квартиры не покупают. Что не так на рынке? Денег у людей — навалом, а квартиры не покупают. Что не так на рынке? Андрей Бунич: Идея сделать Москву мировым финансовым центром снова актуальна

Предлагалось использовать эти сверхдоходы на бюджетные нужды. На уровне регионов в те годы тоже были скачки поступлений налога на прибыль от ведущих предприятий.

«СП»: Сверхдоходы — это же отлично. Но ведущие компании как-то очень неохотно стали делиться сверхприбылью с государством.

— Сейчас речь о другом. Бизнес творчески подходит к процессу планирования. Бизнес в рынке. А государство планирует бюджет от достигнутого. Но прибыль предприятий не может все время расти. Конъюнктура меняется. За ростом следует падение. А у нас до сих пор рассматривают план по доходам как закон, без учета колебаний рынка.

«СП»: Почему все-таки у других регионов УрФО ситуация с бюджетом лучше? Что делают не так именно власти Челябинской области?

— Челябинская область преимущественно металлургическая. Можно сказать, монорегион. Достаточно посмотреть, кто больше всего дает налогов в бюджет региона. Однако бюджетное планирование велось без учета этой специфики.

«СП»: Слишком сильная зависимость от поступлений ММК?

— Не только ММК. Еще и от кластера предприятий цветной металлургии, особенно предприятий медной промышленности. Это опять к вопросу о колебаниях рынка, от которых зависят и размеры поступлений в бюджет.

В 2020 году суммарная прибыль организаций Челябинской области составили 177 млрд руб. А через год она более чем удвоилась — 383 млрд руб. Доходы бюджета Челябинской области при этом резко возросли — со 198 млрд руб. до 274 млрд руб. Однако далее стабильного роста не последовало.

В 2022 году доходов бюджета региона стало меньше — только 237 млрд руб. В 2023 году — 285 млрд руб., больше, но до рекордного роста 2021 года далеко.

В 2023 году потери предприятий региона на внешних рынках компенсировались во многом на рынке внутреннем. А вот в 2024 году этого уже не было. И объем доходов бюджета перестал расти — по оценкам 285 млрд руб., как и в 2023 году.

«СП»: В 2025 году получится снова пойти в рост?

— Пока при увеличении ставок налогов планируется 307 млрд руб. доходов. То есть небольшой рост, но он даже не компенсирует высокую инфляцию.

В реальных ценах это в лучшем случае почти столько же, сколько в прошедшем году. Однако с налогом на прибыль сейчас не свезло. В условиях текущей конъюнктуры мировых рынков и обострения конкуренции на внутреннем рынке вряд ли стоит ожидать существенного роста доходов региона. Возможны лишь небольшие колебания.

«СП»: При этом объем расходов намного больше. Реально, кстати, Челябинской области снизить дефицит бюджета?

— Дополнительные источники доходов практически исчерпаны. Остается экономить на расходах, смотреть их нынешнюю эффективность. И с этим пока дело обстоит плохо.

«СП»: Поясните, какие именно расходы неэффективны.

— Например, в том же дорожном строительстве, где очень существенные объемы затрат, не рассматриваются показатели себестоимости. Скажем, какова себестоимость участка дороги протяженностью в километр? Неизвестно. Сметные нормы формировались много лет назад и фактически неактуальны при ежегодной инфляции 10−20%. Нет, понятно, и практики сопоставления себестоимости строительства километра дороги на разных трассах.

«СП»: А в других регионах такая практика есть?

— И в других, к сожалению, широкой публичной практики нет. Но мы говорим про Челябинскую область и про то, какие расходы неэффективны здесь. Тем более что кроме дорог есть коммунальное хозяйство и еще много чего. Даже тарифы на вывоз мусора, которые почему-то выше, чем в Свердловской области, также требуют субсидий из бюджета. Есть и другие примеры.

«СП»: Почему же происходит именно так, что расходы бюджета Челябинской области слишком велики?

— Видимо, планирование ведется по старым лекалам, чего уже быть не должно. Особенно с учетом того, что мировая экономика погружается в период турбулентности.

«СП»: Поднимался еще вопрос маленького повышения зарплат бюджетников в регионе.

— Это еще одна проблема. Ну что это за повышение зарплат всего на 4%? Это намного ниже официального уровня инфляции. В результате есть реальные риски дальнейшей потери кадров бюджетников.

Читайте также
Бежать от кошмаров большого города - зачем, куда и какие плюсы? Бежать от кошмаров большого города — зачем, куда и какие плюсы? Десятки тысяч жителей городов-миллионников меняют среду обитания

«СП»: В своем ЖЖ вы отмечали серьезные риски роста дефицита бюджета Челябинска в этом году.

— Областному центру до недавних пор везло. Сравнительно высокие доходы обеспечивались за счет вышестоящих бюджетов. Но бюджет Челябинска на 2025 год составляла прежняя администрация, которой уже нет. А исполнять бюджет придется новой администрации Лошкина. При этом былых резервов у новой администрации нет. И возможности маневрирования с доходами и расходами минимальны.

«СП»: Откуда раньше брались резервы?

— По моим оценкам, по году выходило 9−11 млрд руб таких резервов, которые изначально не планировались в объеме доходов. Это много. Примерно 3 млрд руб в росте доходов в последние годы обеспечивало поступление от НДФЛ.

Остальное давала область, у которой были вышеупомянутые сверхдоходы от налога на прибыль со стороны крупнейших предприятий. Прежде всего после 2021 года. Но в этом году таких возможностей по доходам уже нет. Зато сильно растут расходы. Это стало заметно уже по 2024 году.

«СП»: Как может отразиться на бюджетах Челябинска и Челябинской области рост коммунальных тарифов на 18% с 1 июля?

— Это коснется прежде всего населения. Наверное, не все готовы платить по таким тарифам. Но платить придется. У меня опять же вопрос — почему именно в Челябинской области такой сильный рост тарифов? В Свердловской области — на 13%, в Курганской — на 11%. Понятно, что проблемы накопились в коммунальной сфере. Причем, накопились еще с советских времен. Но надо было это предвидеть.

«СП»: Могут ли современные руководители города или области пойти на тот же шаг, что и Михаил Юревич в свое время? Когда дважды под банковские кредиты закладывалось здание администрации города, чтобы оперативно получить деньги на то же дорожное строительство? Или нет нынче такой острой ситуации с бюджетом, чтобы требовались столь радикальные меры?

— Сейчас слишком большая разница между ставками бюджетных и коммерческих кредитов. Во времена мэра Юревича эта разница была небольшой. Сегодня уже не так важна личность мэра или губернатора и насколько он оперативно реагирует на изменение ситуации. Приоритетом нужно делать именно эффективность расходов. Потому что если расходы неэффективны, не получится снизить дефицит бюджета.

«СП»: Снова занять на федеральном уровне?

— Тоже не получится. Минфин России активно ведет сейчас мониторинг, оценивая эффективность расходов в регионах. Если расходы неэффективны, зачем такому региону давать еще денег?

«СП»: Почему все-таки власти Челябинской области не подготовились к ситуации, когда доходы падают, а расходы растут? Разве не ясно было, что непрерывного роста доходов не будет?

— С мечтой о красивом расставаться не хочется. А пророков, которые говорят о грядущем снижении доходов, у нас не любят.


Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Иван Мезюхо

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня