«Валентина Ивановна не там ищет деньги для бюджета…»
Сергей Обухов

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев раскритиковал школьные программы за их перегруженность
«Анализ экспертного сообщества вузов показал, что большинство предметов стандартной школьной программы от 15% до 30% перегружены темами, которые в Советском Союзе преподавались часто в конце второго курса университета», — заявляет чиновник.
Он считает, что проблему для школ создает приведение стандартов в соответствие для «бесшовного перехода» на первый курс вузов. «Работа здесь у нас достаточно интенсивно ведется. Главная задача — не упростить или примитизировать стандарт для того, чтобы снова получить какие-то красивые баллы, оценки, а привести в соответствие (школьные программы)».
По мнению главы Рособрнадзора некоторые темы, предлагаемые школьникам, невозможно освоить в их возрасте. И педагоги пропускают такие темы, считая их непосильными для подопечных. «Это безобразие, которое у нас образовалось, конечно, надо будет прекращать».
Японские «ястребы» налетели на «Артек». Наш ответ: заменить их автомобили на китайские
Алексей Маслов: В Токио обиделись на Путина за парад 3 сентября, который восприняли как антияпонскую акцию
Глава государства — за математику
О реформе говорил и президент Владимир Путин в феврале этого года. По его словам, следует изменить школьную программу по математике и другим естественным наукам, сделав их «понятными и интересными».
Почему математика не интересна нынешним школьникам, еще в 2021 г. объяснял академик, лауреат премии ЮНЕСКО, завкафедрой МГУ Алексей Семёнов: «Математика неинтересна большинству детей. Нужно ли убеждать ребёнка учить таблицу умножения, когда всё можно посчитать на экране мобильника? Решать уравнение, если можно сфотографировать его на тот же мобильник и немедленно получить ответ? Раньше это требовалось в жизни — инженеру, бухгалтеру и другим, а сегодня человек всё это передал машине».
По мнению академика, из математики следует убрать зубрежку: «Вместо того чтобы заставлять зубрить формулы и теоремы, можно предложить детям самим составить таблицу умножения, открыть десятичную систему счисления и многое другое…».
Руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, профессор Татьяна Клячко считает: «Математику не очень хорошо преподают, поэтому дети её не понимают и боятся. Ведь это абстрактная наука. А дети мыслят исходя из своего маленького жизненного опыта. Значит, нужно погрузить их в привычный опыт, а потом поднять до абстрактного уровня».
За партой с экспертом
О том, почему сегодня дети не хотят изучать математику, кому выгодно нагружать школьников и замешано ли в данном вопросе банальное отсутствие знаний, рассказывает историк, кандидат психологических наук, заслуженный учитель России Александр Снегуров.
«СП»: Почему у детей пропадает интерес к математике?
— Интерес падает ко всем предметам у людей, которые не мотивированы обучаться. Человек устал, перешел в зависимость от гаджетов.
Интерес к предметам падает годами. Утомление, расслабленность, невротизация учеников, перегруженность программ, большие домашние задания — причины.
Сам математический материал — трудный для большинства людей, не настроенных на этот лад. Но этот предмет у нас на первом плане — как русский язык, что обоснованно.
Однако людей, расположенных к математике, меньше. Хорошо еще, расчётные процедуры взяли на себя сервисы с ИИ, а раньше все эти формулы люди сами рассчитывали.
«СП»: Есть мнение, что в нынешней школьной математике акцент делается на зубрежку, поэтому и нет особого интереса.
— Это связано еще и с ЕГЭ. Вот почему Анзор Музаев не борется за его отмену? Подготовка к этим экзаменам дает массу ненужного материала.
Человек может понимать, решать задачи, но это не значит, что он успешно сдаст экзамен. Нагрузка спадет, если решить проблему с ЕГЭ.
«СП»: В феврале этого года Владимир Путин призвал сделать математику понятной и интересной для школьников
— Видимо, в связи с этим предложением была введена «Занимательная математика юного москвича». Но занимательна ли она? Или это дополнительная нагрузка? Скорее всего, дополнительная, потому что была базовая, теперь добавилась занимательная.
300 рублей за доллар: «Индекс BMW» безжалостен к российской экономике
О том, сколько сейчас стоит рубль, спорят экономисты, предприниматели, банкиры и обычные граждане
«СП»: Кому выгодно так сильно нагружать детей?
— Тем, кто хочет соответствовать каким-то условным нормам, научности… Каким-то снобам, считающим, что это соответствует общемировым стандартам, а чтобы им следовать, надо выполнять норму заданий, получать баллы. И тем, кто зациклен на рейтингах, администраторам, так как эти баллы влияют на весь образовательный ландшафт.
Считается, что развитие наук должно отражаться в школьной программе. Это её усложняет, люди базовых математических вещей не знают, а им предлагают элементы вузовской программы.
«СП»: А может, причина колоссальной нагрузки на детей кроется в том, что администрированием системы образования занимаются люди, которые не имеют достаточно знаний в данной области?
— Естественно. Масса руководителей не имеют понимания системы образования, задач школы, методологии. Людям из других областей нужно постичь хотя бы азы данной сферы, но они делать этого не хотят.
К руководству приходят чиновники, не прошедшие ступени образовательной системы. Люди малокомпетентные, чванливые, их личная амбициозность требует самореализации через усложнения, инициативы, напрягающие образовательное сообщество. Многих специалистов выгнали, либо их мнение не принимается к сведению.