Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Тревожная лампочка» загорелась: Россияне перешли в режим тотальной экономии на всем

Против потенциального «стагфляционного лома» у нашей экономики есть всего два приёма

25757
«Тревожная лампочка» загорелась: Россияне перешли в режим тотальной экономии на всем
Фото: ТАСС
Материал комментируют:

Россияне стали вдвое меньше тратить в магазинах, темп роста расходов опустился с 13−14% в январе до 6% к концу июля нынешнего года. Особенно склонность жителей страны экономить выросла в сентябре.

Из-за снижения потребительской активности замедлился и рост товарооборота в рознице. По словам председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова, за восемь месяцев товарооборот увеличился всего лишь на 2,2%, что в четыре раз меньше прошлогоднего показателя. При этом сильнее всего спрос снизился прежде всего на непродовольственные товары.

Сокращение трат связано в том числе и с преобразованиями на рынке труда, отмечают финансовые аналитики. В частности, гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров обратил внимание на то, что регулярно увеличивается число людей с неполной занятостью и снижаются премии, что приводит к ограничению спонтанных покупок у граждан.

Читайте также
Утечка мозгов меняет направление. Релоканты потянулись за деньгами  Утечка мозгов меняет направление. Релоканты потянулись за деньгами Гнилая интеллигенция получила прививку антизападной оспы

Что означает этот резко обозначившийся тренд на сокращение трат в масштабах всей российской экономики? Можно ли от него отмахнуться, как от малозначимой проблемы, или это уже не получится?

— Снижение потребительского спроса всегда происходит в условиях, когда цены на товары растут быстрее, чем доходы населения, — отметил профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов.

— Второй момент, который влияет на сокращение потребительского спроса, заключается в том, что накапливать становится выгоднее, чем потреблять. Третий аспект — это высокая ключевая ставка, которая приводит к тому, что потребительские кредиты становятся гражданам практически недоступными. Вот, собственно говоря, и все основания для того, чтобы сокращался объем спроса. Ничего другого нет.

«СП»: А как быть с преобразованием рынка труда?

— При чем тут рынок труда вообще? Преобразования рынка труда стоит учитывать только в одном случае — если растет безработица, а у людей денег нет. А где у нас такое? Деньги есть, работа есть, просто доходы не поспевают за ценами.

«СП»: Чем эта тенденция опасна для нашей экономики в целом?

— Сокращение объема потребления безусловно влияет на темпы экономического роста. Приведу в пример Японию.

Там низкая инфляция, но люди не тратят деньги, предпочитая их откладывать. По итогу японская экономика существует в режиме стагфляции — снижение цен при одновременном сокращении потребления.

«СП»: Что нам делать, чтобы не повторить японский сценарий?

— Против такого лома существует два кардинальных приема. Во-первых, чтобы увеличивались объемы потребления, людям должно стать доступно потребительское кредитование.

Как только это происходит, потребление сразу начинает расти. А поскольку доступность кредитов населению зависит от величины ключевой ставки, это епархия монетарных властей.

Второй момент — это сокращение темпов инфляции, когда прекращение роста цен стабилизирует потребительский спрос. Этот вопрос нужно уже адресовать сразу ко всем нашим финансово-экономическим ведомствам и министерствам.

В частности, к Минэкономразвития, в чьи задачи входит забота о том, чтобы тарифы постоянно не росли. Вместе с тем это вопрос к нашим службам, ответственным за повышение конкуренции.

Вместе с тем это вопрос и к нашему бизнесу, к компаниям, которые должны предпринимать усилия для повышения эффективности своего производства в первую очередь за счет роста производительности при одновременном ее удешевлении, но не за счет дешевизны рабочей силы.

— Я бы не стал, конечно, раздувать из классической, в общем-то ситуации, прямо уж вселенскую трагедию, но бесспорно, это определенно тревожный сигнал для нашей экономики, — поделился своим видением ситуации в беседе с «СП» президент Союза предпринимателей и арендаторов России, экономист Андрей Бунич.

— С одной стороны, это прямо-таки хрестоматийное отражение циклических процессов в нашей экономике.

Просто люди решили подождать лучших времен и снижения цен на какие-то дорогие товары длительного пользования вроде автомобилей. Это логично и ожидаемо.

С другой стороны, есть же fast-moving consumer goods (FMCG) — непродовольственные товары массового спроса, которые не позволяют констатировать полный стопор в ритейле. Зубную пасту, стиральный порошок, или, скажем, мыло с шампунем будут покупать в любы

х обстоятельствах, разве что начнут выбирать более дешевые бренды, если экономическое положение покупателей ухудшилось.

Вместе с тем и отмахнуться от этой ситуации нельзя. Падение покупательского спроса — это все равно что загоревшаяся лампочка уровня топлива в автомобиле — продолжать движение какое-то время еще можно, однако необходимо принимать меры для предотвращения полной остановки.

Читайте также
«Дрогнула земля»: В результате взрыва на российском оборонном заводе в Башкирии трое погибли, пятеро пострадали «Дрогнула земля»: В результате взрыва на российском оборонном заводе в Башкирии трое погибли, пятеро пострадали Эвакуации Стерлитамака не было. Но пятое ЧП на пороховом заводе показывает, как опасно нарушение техники безопасности

«СП»: А если без образных сравнений?

— Это признак замедления роста экономики. Предупреждение, что мы потенциально можем в стагнацию свалиться. Правительство просто не может себе позволить игнорировать такой риск, должны приниматься оперативные меры для поддержания потребительского спроса.

И в этой связи вести какие-то разговоры о том, что у нас, дескать, сейчас просто экономика предложения, а не спроса — на мой взгляд, от лукавого. Не бывает никакой другой экономики, кроме экономики спроса, который и рождает предложение.

Если падает потребительский спрос, он неизбежно тянет за собой деловую активность. Прежде всего — в сфере услуг. Люди, экономя, перестают ходить в спортивные залы, в парикмахерские и так далее.

Значит, малое и среднее предпринимательство страдает в первую голову, рискуя затащить всю экономику в бесконечно пике.

«СП»: Какие же меры должны оперативно приниматься? Точечные по отраслям и сферам? Или же глобальные по всей экономике в целом?

— И те, и другие. И меры макроэкономического характера, и стимулирующие мероприятия для отдельных отраслей. Нужна структурная трансформация экономики, только при таком условии она перестанет быть зависимой от конъюнктуры и начнет развиваться сама по себе.

Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня