Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
10 октября 2011 14:51

США нужен «Современный шёлковый путь» в обход России

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон поддержал эту идею

202

Таджикистан готов участвовать в глобальном проекте создания «Современного шёлкового пути» несмотря на его явно антироссийскую направленность. Это стало очевидным после визита в Душанбе специального представителя администрации США по Афганистану и Пакистану Марка Гроссмана и его переговоров с президентом Эмомали Рахмоном. Заокеанский гость совершает вояж по нескольким среднеазиатским республикам. Официальная цель: оказание содействия в восстановлении мира и стабильности в Афганистане путем привлечения к этому процессу государств-соседей этой страны. Эксперты не исключают, что наряду с вопросами экономического развития Афганистана, спецпредставитель США также обсудит и вопросы вывода американских войск из Афганистана через территории стран региона. Однако, судя по всему, одним Афганистаном заботы Гроссмана не ограничиваются.

Как сообщается, план возрождения «Современного шёлкового пути» предусматривает соединение энергетических и транспортных линий Центральной и Южной Азии, газовых трубопроводов, автомобильных и железных дорог. Эмомали Рахмон поддержал эту инициативу. Он выразил готовность активно участвовать в её практической реализации.

Эксперты полагают, что проект «Современного шёлкового пути» направлен в первую очередь против России. Он выгоден как Китаю, так и Соединённым Штатам. И если первый руководствуется скорее экономическими соображениями, то у американцев интерес чисто политический, утверждают эксперты.

Аждар Куртов, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» напоминает, что проект торговых путей мимо России-СССР существовал ещё в 70-е годы, однако, так и не был реализован по объективным причинам. Теперь сторон, заинтересованных в строительстве новых железных и автомобильных дорог, стало больше, и они готовы вкладывать в эти проекты крупные деньги. С другой стороны — у таких стран, как Таджикистан, практически отсутствует национальная экономика и весьма нестабильно политическое устройство. И никто не может дать гарантии, что «Современный шёлковый путь» так и останется фантазией.

Одновременно с США очень много денег в этот регион вкладывает Китай — кроме дорог таджикам, киргизам и узбекам, строит газопроводы. Так, например, часть туркменского газа уже поставляется в Поднебесную. Китай инвестирует в те отрасли экономики, которые точно не дадут быстрой отдачи — но принесут плоды через десятки лет. Это уже не только дороги, но и электроснабжение и прочая энергетика. Эксперты полагают, что КНР будет победителем в этом регионе через 30−50 лет.

При этом вряд ли Китай будет поглощать российскую территорию, Сибирь и Дальний Восток: Средняя Азия с точки зрения рынка, экономического развития гораздо интереснее.

«СП»: — Почему вдруг в Таджикистане заговорили о «разрушении монополии» России?

— Никакой монополии давным-давно нет! Монополия была во времена «железного занавеса», и то, на южных границах он не был столь непроницаем. Таджикистан граничит с двумя государствами: Афганистаном и Китаем. С Китаем при советской власти был транзитный железнодорожный переход на территории Казахстана — станция Бастык, «Дружба». С Афганистаном граница проходит по реке Пяндж. Тогда у Советского Союза не было причин развивать это направление: афганцы довольно воинственны, плюс наркотрафик, который уже тогда был проблемой. Поэтому особенных коммуникаций там не было.

Получив независимость и закончив в 1997 году гражданскую войну, Таджикистан был объективно заинтересован в транспортной диверсификации. Таджики уже давно построили с помощью китайцев автомобильные дороги в сторону Китая, а на американские деньги возвели, если я не ошибаюсь, четыре моста через Пяндж. В экономическом плане Таджикистан понять можно: для местных товаров открываются новые рынки. Правда, особенно никаких товаров у них нет, но смогут хотя бы зарабатывать на транзите и приграничной торговле.

Проект «Шёлкового пути» появился не сегодня. Исторически это маршрут доставки китайских товаров в Европу. Он существовал со времён раннего Средневековья и работал до тех пор, пока турки-османы не перерезали маршрут. В настоящее время этот красивый образ используется США и Западной Европой, чтобы продвигать свои цели: провести транспортный коридор южнее России, по территории стран Центральной Азии. Этот проект трансазиатской магистрали планировался ещё в 70-е, но так и не был реализован — единой железной дороги, например, нет до сих пор.

«СП»: — Насколько известно, Китай очень сильно заинтересован в этом проекте.

— Да, экономика Китая экспортно-ориентирована. Плюс у Китая есть внутренние проблемы — нужно выровнять развитие разных регионов. Сейчас развиваются, в первую очередь, прибрежные области Южного и Восточного Китая, а внутренние провинции, вроде Синдзян-Уйгурского автономного район, относительно них бедны и недоразвиты. Для этого нужен экспорт, и для этого нужен удобный выход во внешний мир. Поэтому они хотят построить там и автомобильные, и железные дороги.

«СП»: — При этом у Китая та же европейская колея (1435 мм — «СП»), несовместимая с нашей (1520 мм — «СП»).

— Поэтому китайцы последние три года активно лоббируют проект прокладки железной дороги именно этого стандарта по территории Казахстана.

Таджикистан — государство бедное, заинтересованное получать деньги ото всех. Сейчас у Китая есть деньги, он готов вкладывать, и в Таджикистане строятся дороги, тоннели. А что по ним везут? Либо китайские товары, либо сырьё для них.

«СП»: — Понятно, почему Китай вкладывается в этот регион. А в чём интерес США?

— У США интерес один — оторвать регион от России. В советское время коммуникации между республиками были хорошо налажены, в том числе и в силу рельефа — все дороги проходят по степи и фактически утыкаются в горы. И сейчас Соединённые Штаты пытаются эти коммуникации сломать. Естественным путём это сделать достаточно сложно — в горах строить железные дороги сложнее, поезда там всё равно будут ехать медленнее, то есть экономическое преимущество всё равно остаётся за Россией. Но есть политическое желание проложить коммуникации по-другому. И тут вступают в силу какие-то закулисные махинации: взятки, торг, и так далее. Это игры Эмомали Рахмона.

«СП»: — Одновременно США декларируют, что уходят из Афганистана.

— В какой-то мере американцы всё равно уйдут из региона, хотя, конечно, какие-то силы они оставят. Если уйдут, то исламисты — не обязательно талибы — возьмут реванш и распространят своё влияние на всей территории Таджикистана.

Если в Таджикистане хотят второй раз наступить на те же грабли, что и в 90-е, когда у них была полномасштабная гражданская война с 100−150 тысячами погибших и миллионом беженцев, пускай наступают. Нам в это вмешиваться нет большого смысла.

Таджикистан в экономическом отношении нельзя назвать суверенным государством. У них экспорт в два раза меньше, чем импорт. Они просто проедают свою страну, постоянно берут какие-то кредиты, гуманитарную помощь. Конечно, они хотят очень многое получить от России — за присутствие военных, за комплекс «Окно», но с моей точки зрения, ничего им давать не надо.

«СП»: — Такой государственный шантаж?

— В конце концов, кому выгодно, чтобы обеспечивалась безопасность в этом регионе? России? Да в первую очередь самому Таджикистану, чтобы их светская власть не была сметена исламистами.

«СП»: — Интересно посмотреть на это с учётом «Евразийского проекта», озвученного Путиным в «Известиях». Всё равно же мы туда влезем — пусть нам невыгодно экономически, но в силу идеологии власть туда вляпается.

— Эта статья — в определённой степени пропагандистский предвыборный ход. Путин сравнивает нас с Европейским союзом — и у нас, как он считает, интеграционные процессы идут быстрее. Вывод достаточно спорный — в ЕС объединялись государства, которые никогда не были едины. А мы всего 20 лет назад были одной страной.

При этом в ЕС просятся. Уже скопилась целая очередь государств: Турция, Хорватия, и так далее. Их не пускают, выдвигая достаточно жёсткие требования по экономическим показателям. У нас же другая проблема — кого бы заманить. Не надо туда брать Таджикистан — это не будет успехом. Они хотят вступить в организацию и опять ничего не делать, и получать льготы от более успешной России.

Последние новости
Цитаты
Евгений Куликов

Председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников

Всеволод Шимов

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня